11:07 22 февраля 2018
Красный цвет пруда Хуторской в Новопокровке может быть вызван водорослью хламидомонады
На вчерашнем заседании Совета по никелю при областной Думе продолжилось обсуждение причин загадочного изменения цвета одного из почти 20 водоёмов этого населённого пункта
Тема: Добыча никеля в Воронежской области
Главными темами вчерашнего заседания Совета по проблемам комплексного освоения никелевых месторождений в Воронежской области при облДуме стали руды и металлы Новохоперских месторождений, а также общая экологическая ситуация в районе.
Между тем, члены Совета и приглашённые гости преимущественно делили шкуру неубитого медведя: обсуждали в процентах возможные изменения в Налоговый кодекс РФ, считали яхты Искандера Махмудова, зарплаты руководителей российских госкорпораций и даже вспомнили Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. Делали это они самозабвенно и увлеченно под благим предлогом взять с предполагаемых разработок никеля как можно больше для региона, не принимая в расчёт главного – того, что на сегодняшний момент Уральская горно-металлургическая компания, ведущая освоение медно-никелевых месторождений в Новохопёрском районе, окончательного решения о строительстве горнодобывающего комбината ещё не приняла. «Временной лаг» для того, чтобы определиться, у УГМК достаточно приличный – до 2037 года, то есть, до срока окончания действия гослицензий.
«Месторождения рано или поздно будут разрабатываться»
Первым слово предоставили председателю Совета Виктору Бочарову. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии геологического факультета ВГУ выглядел уставшим, но при этом, как всегда подробно доложил о составе того природного богатства, которое находится в землях Новохопёрского района, а именно, о рудах и металлах сульфидных медно-никелевых месторождений.
Для большинства народонаселения никель, он, что называется, и в Африке никель. Ан нет, Бочаров рассказал о том, что наш никель аналогичен тому, что содержится в почвах Финляндии, Печенги, Восточных Саян и, к примеру, Западной Австралии, и по своей генетике относится к магматическому типу. Между тем, есть ещё контактово-метасоматический и осадочно-метаморфический типы, но они «прописаны» на Урале, в Монголии, США, Швеции, Чили и других государствах. Подробно прочитать об этом можно будет на официальном сайте Совета.
В завершении своего выступления Виктор Бочаров обратил внимание на то, что он неоднократно, и в том числе и в стенах общественного Совета, слышал, что пора уходить от сырьевой экономики. Зачем дескать нам портить природу и добывать никель, нефть, кобальт и многое другое?
«Но если внимательно посмотреть, то везде фигурирует Канада, которая занимает первое место по производству и продаже никеля, — рассказал председатель Совета. — В промышленном отношении эта страна относится к развитым, на ступень выше России. А мы, то есть Россия, находимся в группе развивающихся стран. На уровне Южной Африки, Индии, Китая».
Поэтому рано или поздно, уверен профессор, месторождения в Новохоперском районе будут разрабатываться и использоваться.
Пересмотрим распределение налога на добычу полезных ископаемых – автоматически решим все социальные вопросы
Один из членов Совета поинтересовался, а все ли руды, которые обнаружили в Новохоперском районе, входили в лицензионное соглашение. И если нет, то не планируется ли пересмотр соглашения с тем, чтобы увеличить налоговую и социальную нагрузку на компанию-разработчика?
«Никель, кобальт, медь, палладий и сера входят в лицензионное соглашение», — сообщил Виктор Бочаров.
Заместитель председателя Комитета по экологии и природопользованию Воронежской областной Думы Сергей Почивалов так отреагировал на этот вопрос:
«Если речь зашла о социальном моменте, то целесообразнее обратиться в правительство России, чтобы пересмотрели процентное соотношение налога на добычу полезных ископаемых и часть его оставляли не только на уровне субъекта федерации, но и в муниципалитете. Тогда все социальные вопросы нам будет легче решить самим, чем у кого-то чего-то просить или требовать».
«У нас есть такое требование в законе, как комплексное освоение месторождения, — добавил Павел Бойко, начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу. — То есть если компания берет какое-то одно полезное ископаемое, а там есть что-то еще, то она обязана взять и все остальное. И зачастую для недропользователя это не подарок, а обременение, так как требует дополнительных существенных вложений».
Привет от хламидомонады
Общественник Константин Квасов поинтересовался, правильно ли он понимает, что Новохоперский район воспринимается частью экспертов как тот, где должна развиваться добывающая промышленность? Или нам по-прежнему ценно сельское хозяйство?
«Это совершенно неправильный подход. Одно другому не мешает, — заявил доктор экономических наук и профессор Сергей Огнивцев — заместитель председателя Совета. – В случае своего строительства ГОК не повлияет на традиционные сферы занятости в районе. Предприятие займёт территорию не более 500 га. Это менее 0,3% пахотных угодий Новохопёрского района. Зона же влияния комбината будет ограничена площадью в 500 м. Разработка месторождений послужит толчком для развития аграрного сектора. Ежегодный фонд оплаты труда работников предприятия составит не менее 1,5 млрд.руб. Эти деньги будут тратиться в основном в Новохопёрском районе, в том числе и на сельскохозяйственную продукцию, которая, таким образом, получит устойчивый спрос. Так что, район как был сельскохозяйственным, так таким и останется».
Виктор Бочаров привел в пример наших соседей из Липецкой и Белгородской области, где работают крупнейшие железорудные комбинаты и в то же время представлена развитое сельское хозяйство.
Также на Совете обсудили ситуацию с покраснением воды в пруде Хуторской в селе Новопокровка Новохоперского района. Проблему взялся прокомментировать консультант администрации Новохоперского муниципального района Андрей Дьяченко.
«По жалобам жителей и главы поселения силами департамента природных ресурсов и Росприроднадзора был произведён отбор проб воды, грунта и рыбы из водоема, — сообщил чиновник. — Кроме того, Роспотребнадзор проверил гамма-фон и объекты водоснабжения. Все заключения, на данный момент они все готовы, говорят о том, что отклонений от норм нет. Есть превышение, но далеко не критичное, по железу, марганцу. Причины этого в настоящий момент продолжают выясняться. Работают специалисты, учёные, направлены соответствующие запросы».
«Пруды с бурой водой имеются не только в Новохоперском районе, — добавил Виктор Бочаров. — Есть в Нижнедевицком и других районах области. Рыжие пруды и никель связать невозможно. Да и где вы видели, чтобы уран соседствовал с никелем?!».
В обсуждение темы покраснения пруда в Новопокровке активно включились антиникелевые активисты, присутствующие на заседании Совета. По их словам, они проводили собственное исследование, передав пробы на изучение в лабораторию ФГБУ Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского. Кроме этого, они приглашали ряд специалистов, выезжали с ними на место. В качестве ещё одной – новой – версии ими было выдвинуто предположение, что красный цвет воды вызван распространением в пруду микроводоросли хламидомонады. Это род одноклеточных водорослей, который имеет красное пигментное тельце. Окончательную же причину этого феномена ещё предстоит выяснить.
Стремление выйти на диалог дало свои результаты
С докладом об общих и частных экологических тенденциях касательно добычи никеля в Воронежской области выступил координатор общественного движения «За развитие» Андрей Слепченков.
Спикер обратил внимание членов Совета на усиление роли государства в решении экологических проблем в России. Власти, по его словам, ужесточают экологические требования к производствам, особенно к воде. Открываются заводы по сортировке отходов, реализуются проекты по очистке рек и их русел, вводятся запреты на захоронение некоторых видов отходов. Общие государственные тенденции отразились на вопросе добычи никеля.
«Правительство Воронежской области многократно возвращалось к вопросам по добыче никеля и не оставляло без внимания ни протестующих, ни СМИ, — отметил Андрей Слепченков. — Не отпускало общественного мнения на самотек. Был создан общественный Совет и рабочие группы. Каждый может участвовать и вносить свои предложения».
Власти всячески пытались выйти на диалог, и это направление принесло свои результаты.
«Тенденции определенные. Налицо стихание протестной активности. Из эмоционального русла протест перетек в более конструктивное», — резюмировал общественник.
После чего членам Совета продемонстрировали фрагмент из фильма телеканала Звезда», который называется«Бизнес на экологии. Диверсии на заказ» от 21 января 2018 года. По словам Андрея Слепченкова, этот фильм дал один из возможных ответов на вопрос о том, из-за чего в Воронежской области не обошлось без, как он мягко выразился, «острых моментов».
Ссылки по теме Добыча никеля в Воронежской области: