11:45 22 июня 2025

Мошенники убеждают через «бланк отмены»: как работает первый этап обмана по телефону

Злоумышленники выдают себя за сотрудников банков и выманивают личные данные под видом «расследования»

Полиция.

Полиция.

Автор: Александр Пеньков. Фото: редакция.

Эксперты разобрали сценарий, который используют операторы одного из зарубежных мошеннических кол-центров. Он применяется на первом этапе схемы — во время так называемого «холодного звонка». Его цель — войти в доверие, напугать и заставить жертву раскрыть личную информацию.

Сначала звонящий представляется сотрудником банка, называет имя и отчество клиента и говорит уверенным профессиональным тоном. Всё это создаёт ощущение достоверности.

Затем мошенник сообщает о некой «подозрительной операции», якобы зафиксированной системой. Самый распространённый предлог — «смена финансового номера телефона» в банковском приложении. Также могут упоминаться переводы, доверенности, отключение «антивируса» и другие действия. Свою версию мошенники «подкрепляют» аргументами: «Наш ИИ заметил нехарактерные действия. Например, бабушка открыла вклад, а теперь закрывает его онлайн — странно, не так ли?»

Если человек говорит, что не совершал никаких операций, начинается психологическое давление. Жертве внушают, что она может стать виновной: «Если деньги спишут, кто будет отвечать? Только вы, банк или нотариус».

После этого предлагается «решение» — отмена операции. Мошенник уточняет: «Хотите отменить? Нужно заполнить бланк». Это и есть главный элемент схемы — под видом «бланка отмены» начинается сбор персональных данных.

Злоумышленник убеждает, что нужно выяснить «источник утечки персональных данных». В этом контексте он задаёт десятки вопросов:

– Отправляли ли фото паспорта по мессенджерам

– Вводили ли данные карты на маркетплейсах

– Пользовались ли общественным Wi-Fi

– Регистрировались ли на Госуслугах, сайтах знакомств или в онлайн-казино

– Обращались ли в МФЦ, поликлинику, Пенсионный фонд

– Как получали банковскую карту, был ли менеджер и где это происходило

Подобные вопросы направлены на то, чтобы выудить максимум конфиденциальной информации — паспортные данные, реквизиты банковских карт, логины, пароли, места использования и другую важную информацию.

После получения этих сведений человек передаётся следующему участнику схемы — уже «специалисту по безопасности», который начинает убеждать перевести средства на «безопасный счёт», «декларировать деньги» или передать карту курьеру.

Если вы получили подобный звонок — сразу прерывайте разговор. Настоящие сотрудники банков никогда не запрашивают такие данные по телефону и не предлагают «бланки отмены». О случаях мошенничества стоит сообщать в полицию или в чат-бот Киберполиции России.

11:45
22 июня 2025

Мошенники убеждают через «бланк отмены»: как работает первый этап обмана по телефону

Злоумышленники выдают себя за сотрудников банков и выманивают личные данные под видом «расследования»

Полиция.

Полиция.

Автор: Александр Пеньков. Фото: редакция.

Эксперты разобрали сценарий, который используют операторы одного из зарубежных мошеннических кол-центров. Он применяется на первом этапе схемы — во время так называемого «холодного звонка». Его цель — войти в доверие, напугать и заставить жертву раскрыть личную информацию.

Сначала звонящий представляется сотрудником банка, называет имя и отчество клиента и говорит уверенным профессиональным тоном. Всё это создаёт ощущение достоверности.

Затем мошенник сообщает о некой «подозрительной операции», якобы зафиксированной системой. Самый распространённый предлог — «смена финансового номера телефона» в банковском приложении. Также могут упоминаться переводы, доверенности, отключение «антивируса» и другие действия. Свою версию мошенники «подкрепляют» аргументами: «Наш ИИ заметил нехарактерные действия. Например, бабушка открыла вклад, а теперь закрывает его онлайн — странно, не так ли?»

Если человек говорит, что не совершал никаких операций, начинается психологическое давление. Жертве внушают, что она может стать виновной: «Если деньги спишут, кто будет отвечать? Только вы, банк или нотариус».

После этого предлагается «решение» — отмена операции. Мошенник уточняет: «Хотите отменить? Нужно заполнить бланк». Это и есть главный элемент схемы — под видом «бланка отмены» начинается сбор персональных данных.

Злоумышленник убеждает, что нужно выяснить «источник утечки персональных данных». В этом контексте он задаёт десятки вопросов:

– Отправляли ли фото паспорта по мессенджерам

– Вводили ли данные карты на маркетплейсах

– Пользовались ли общественным Wi-Fi

– Регистрировались ли на Госуслугах, сайтах знакомств или в онлайн-казино

– Обращались ли в МФЦ, поликлинику, Пенсионный фонд

– Как получали банковскую карту, был ли менеджер и где это происходило

Подобные вопросы направлены на то, чтобы выудить максимум конфиденциальной информации — паспортные данные, реквизиты банковских карт, логины, пароли, места использования и другую важную информацию.

После получения этих сведений человек передаётся следующему участнику схемы — уже «специалисту по безопасности», который начинает убеждать перевести средства на «безопасный счёт», «декларировать деньги» или передать карту курьеру.

Если вы получили подобный звонок — сразу прерывайте разговор. Настоящие сотрудники банков никогда не запрашивают такие данные по телефону и не предлагают «бланки отмены». О случаях мошенничества стоит сообщать в полицию или в чат-бот Киберполиции России.

Наверх