11:22 11 сентября 2024

В Воронеже с начала года удалось спасти от кибермошенников более 70 млн средств клиентов

Кибермошенничество в последнее время стало одной из главных угроз для информационной безопасности как отдельных граждан, так и страны в целом. Мошенники применяют разнообразные схемы, которых насчитывается сотни

Евгений Руднев, Дмитрий Глушков.

Евгений Руднев, Дмитрий Глушков.

Автор: Елена Вострикова. Фото: автора.

Во вторник, 10 сентября 2024 года, в Воронеже в Доме журналистов прошел круглый стол «Кибермошенничество: способы профилактики и борьбы». Представители Сбербанка, МВД и психологи встретились, чтобы обсудить популярные способы кибермошенничества и методы борьбы с ними.

Начальник отдела экономической безопасности Центрально-Черноземного банка Сбербанка Евгений Руднев рассказал, что сейчас около 1 млн хакеров и аферистов действуют под руководством западных кураторов. Особенно много украинских группировок, которые потом полученные деньги направляют на финансирование военных действий против России.

«Есть 4 основных направления: DDoS-атака, хищения денег, кража данных и информационные войны», — рассказал Евгений Руднев.

Евгений Руднев.

Евгений Руднев.

Если рассмотреть подробнее атаки на граждан, то тут, конечно, лидируют телефонные мошенничества. По словам представителя Сбера, больше 1000 колл-центров обзванивают россиян, совершая до 8 млн мошеннических звонков в сутки. Объем похищенных средств у россиян растет с каждым годом. В 2021 году эта сумма составляла 90 млрд рублей, а за истекший период 2024 года сумма уже превысила 150 млрд рублей.

Сценарии самые разные — от подделки и взлома аккаунтов в соцсетях до предложений инвестиций и романтических знакомств. Также в последнее время мошенники часто выдают себя за правоохранителей и заявляют, что якобы выявили перевод денег на поддержку террористической деятельности. Есть и классическая схема с несуществующими «безопасными» счетами, а не так давно появился еще более пугающий тренд — телефонные мошенники убеждают жертву совершить какой-то преступный акт. Например, в Воронеже двое молодых людей подожгли фейерверк в офисе. Парни до этого даже не были знакомы, их вместе свели преступники, которые и заставили их совершить это нападение.

Сбер за последние годы проделал масштабную работу, чтобы защитить клиентов от мошенников. Так, есть Security Operations Center, главная задача корого — это защита данных системы от кибератак, блокировка фишинговых ресурсов.

Также в Сбере действует система антифрода. Все типичные операции клиента специалисты знают, если выявляется желание клиента совершить подозрительную операцию, то система автоматически блокирует её. После этого человеку звонят из настоящего колл-центра банка и начинают оказывать помощь. Многих клиентов удается спасти на этом этапе. Если ситуация спорная, то человека просят прийти в офис банка для личной беседы. Ведь мошенники убеждают не верить никому, кроме них. Разговор с клиентом может продолжаться несколько часов, иногда приходится привлекать даже родственников и правоохранителей.

Сотрудник Сбера привел конкретный пример. Мошенник представился работником сотового оператора и попытался заполучить деньги воронежского клиента на 2,8 млн рублей. Но система фрод-мониторинга выявила подозрительную активность, клиента вызвали в офис для снятия блокировки со счета.

«Данная схема показала свою высокую эффективность, — рассказал Евгений Руднев. — Мы вывели из-под воздействия мошенников в Воронеже в 2024 году более 150 клиентов. Предотвратили причинение ущерба на 78 млн рублей».

Участники круглого стола.

Участники круглого стола.

Памятки о том, как распознать мошенников, есть в приложении «Сбербанк Онлайн». Они транслируются в отделениях и на экранах терминалов. Есть специальный канал в телеграм под названием «СТОП мошенник», где рассказывают о новых мошеннических схемах и способах защиты от них. А в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» есть канал «Осторожно, мошенники!».

Замначальника ОБК ГУ МВД России по Воронежской области Дмитрий Глушков рассказал о неутешительной статистики. Местные жители, ко сожалению, не учатся на чужих ошибках.

«В Воронежской области рост кибермошенничеств по сравнению с прошлым годом составил порядка 13%, — пояснил правоохранитель. — А причиненный ущерб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос примерно на 400 млн рублей».

Правоохранитель пояснил, что основной способ борьбы с мошенничествами — это профилактика. Воронежцы должны рассказывать своим близким о способах обмана, чтобы те не попались на уловки аферистов.

Психолог Анна Гурина пояснила, что жертвой аферистов может стать любой человек. Тут не важен возраст, образование, аферисты могут «подобрать ключик» почти к каждому. Аферисты знают немало психологических приемов. В результате у жертвы сужается поле сознания, им начинают манипулировать. Некоторые на задворках сознания чувствуют обман, но нередко в силу вступают защитные механизмы из стыда и отчаяния. В итоге они отказываются признавать, что попались на уловку. С психологической точки зрения лучше не оставаться одному. Мошенники стремятся предотвратить контакт жертвы с правоохранительными органами или близкими для разъяснения ситуации и получения помощи.

11:22
11 сентября 2024

В Воронеже с начала года удалось спасти от кибермошенников более 70 млн средств клиентов

Кибермошенничество в последнее время стало одной из главных угроз для информационной безопасности как отдельных граждан, так и страны в целом. Мошенники применяют разнообразные схемы, которых насчитывается сотни

Евгений Руднев, Дмитрий Глушков.

Евгений Руднев, Дмитрий Глушков.

Автор: Елена Вострикова. Фото: автора.

Во вторник, 10 сентября 2024 года, в Воронеже в Доме журналистов прошел круглый стол «Кибермошенничество: способы профилактики и борьбы». Представители Сбербанка, МВД и психологи встретились, чтобы обсудить популярные способы кибермошенничества и методы борьбы с ними.

Начальник отдела экономической безопасности Центрально-Черноземного банка Сбербанка Евгений Руднев рассказал, что сейчас около 1 млн хакеров и аферистов действуют под руководством западных кураторов. Особенно много украинских группировок, которые потом полученные деньги направляют на финансирование военных действий против России.

«Есть 4 основных направления: DDoS-атака, хищения денег, кража данных и информационные войны», — рассказал Евгений Руднев.

Евгений Руднев.

Евгений Руднев.

Если рассмотреть подробнее атаки на граждан, то тут, конечно, лидируют телефонные мошенничества. По словам представителя Сбера, больше 1000 колл-центров обзванивают россиян, совершая до 8 млн мошеннических звонков в сутки. Объем похищенных средств у россиян растет с каждым годом. В 2021 году эта сумма составляла 90 млрд рублей, а за истекший период 2024 года сумма уже превысила 150 млрд рублей.

Сценарии самые разные — от подделки и взлома аккаунтов в соцсетях до предложений инвестиций и романтических знакомств. Также в последнее время мошенники часто выдают себя за правоохранителей и заявляют, что якобы выявили перевод денег на поддержку террористической деятельности. Есть и классическая схема с несуществующими «безопасными» счетами, а не так давно появился еще более пугающий тренд — телефонные мошенники убеждают жертву совершить какой-то преступный акт. Например, в Воронеже двое молодых людей подожгли фейерверк в офисе. Парни до этого даже не были знакомы, их вместе свели преступники, которые и заставили их совершить это нападение.

Сбер за последние годы проделал масштабную работу, чтобы защитить клиентов от мошенников. Так, есть Security Operations Center, главная задача корого — это защита данных системы от кибератак, блокировка фишинговых ресурсов.

Также в Сбере действует система антифрода. Все типичные операции клиента специалисты знают, если выявляется желание клиента совершить подозрительную операцию, то система автоматически блокирует её. После этого человеку звонят из настоящего колл-центра банка и начинают оказывать помощь. Многих клиентов удается спасти на этом этапе. Если ситуация спорная, то человека просят прийти в офис банка для личной беседы. Ведь мошенники убеждают не верить никому, кроме них. Разговор с клиентом может продолжаться несколько часов, иногда приходится привлекать даже родственников и правоохранителей.

Сотрудник Сбера привел конкретный пример. Мошенник представился работником сотового оператора и попытался заполучить деньги воронежского клиента на 2,8 млн рублей. Но система фрод-мониторинга выявила подозрительную активность, клиента вызвали в офис для снятия блокировки со счета.

«Данная схема показала свою высокую эффективность, — рассказал Евгений Руднев. — Мы вывели из-под воздействия мошенников в Воронеже в 2024 году более 150 клиентов. Предотвратили причинение ущерба на 78 млн рублей».

Участники круглого стола.

Участники круглого стола.

Памятки о том, как распознать мошенников, есть в приложении «Сбербанк Онлайн». Они транслируются в отделениях и на экранах терминалов. Есть специальный канал в телеграм под названием «СТОП мошенник», где рассказывают о новых мошеннических схемах и способах защиты от них. А в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» есть канал «Осторожно, мошенники!».

Замначальника ОБК ГУ МВД России по Воронежской области Дмитрий Глушков рассказал о неутешительной статистики. Местные жители, ко сожалению, не учатся на чужих ошибках.

«В Воронежской области рост кибермошенничеств по сравнению с прошлым годом составил порядка 13%, — пояснил правоохранитель. — А причиненный ущерб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос примерно на 400 млн рублей».

Правоохранитель пояснил, что основной способ борьбы с мошенничествами — это профилактика. Воронежцы должны рассказывать своим близким о способах обмана, чтобы те не попались на уловки аферистов.

Психолог Анна Гурина пояснила, что жертвой аферистов может стать любой человек. Тут не важен возраст, образование, аферисты могут «подобрать ключик» почти к каждому. Аферисты знают немало психологических приемов. В результате у жертвы сужается поле сознания, им начинают манипулировать. Некоторые на задворках сознания чувствуют обман, но нередко в силу вступают защитные механизмы из стыда и отчаяния. В итоге они отказываются признавать, что попались на уловку. С психологической точки зрения лучше не оставаться одному. Мошенники стремятся предотвратить контакт жертвы с правоохранительными органами или близкими для разъяснения ситуации и получения помощи.

Наверх