13:00 18 марта 2021
Сенатор Сергей Лукин: Сфера образования нуждается в системной модернизации
Обсуждение стратегии развития прошло в Совете Федерации
Во вторник, 16 марта, в Совете Федерации в формате «открытого диалога» прошла встреча сенаторов с вице-премьером Татьяной Голиковой. Темой обсуждения стала разработка Правительством РФ стратегии развития системы образования в нашей стране.
«В указе президента «О национальных целях развития России до 2030 года» определены основные направления, в соответствии с которыми главным приоритетом развития нашего государства является сохранение и раскрытие потенциала населения, — рассказал участвовавший в мероприятии воронежский сенатор Сергей Лукин. — Важную роль в достижении запланированного результата должна сыграть сфера образования, в связи с чем особую значимость приобретает необходимость ее системной модернизации».
В ходе «открытого диалога» предметно рассмотрели вопросы, охватывающие общее, среднее специальное и высшее образование во взаимосвязи с потребностями рынка труда. Татьяна Голикова сообщила, что текущая демографическая ситуация демонстрирует важность вовлечения на рынок труда молодежи. Ведь сейчас 34% в регистрируемой безработице на сегодняшний день составляют люди в возрасте до 29 лет – представители так называемого поколения Z, более мобильного и технологичного. При этом все большее количество школьников – порядка 60% выпускников девятых классов – выбирает для себя среднее специальное образование, планируя продолжить обучение в техникумах и колледжах. Движение молодых профессионалов WorldSkills, по словам заместителя председателя Правительства, дало мощный импульс для развития этой сферы.
Поэтому тема среднего профессионального образования в контексте разработки стратегии экономического развития России до 2030 года имеет существенное значение. Особенно важно проанализировать существующие ключевые проблемы и наметить пути их решения.
«Большинство субъектов федерации сталкивается с целым комплексом проблемных моментов, требующих скоординированных действий на федеральном уровне, в том числе внесения изменений в законодательную базу, — заметил Сергей Лукин. — Сфера среднего специального образования в настоящее время в основном является зоной ответственности регионов, в то время как их бюджетные возможности, как правило, не позволяют выделять ассигнования, необходимые для обеспечения учебного процесса на должном уровне. В результате безнадежно устаревает материальная и производственная база учебных заведений, компетенции преподавателей, а образовательные программы не соответствуют требованиям работодателей. Необходимо также намного более плотное сотрудничество предприятий-работодателей с учебными заведениями».
По словам парламентария, курс овладения рабочими специальностями в ряде случаев является необоснованно долгим. Сейчас система среднего профессионального образования нуждается в коренной модернизации – только тогда она сможет готовить специалистов, пользующихся спросом на рынке труда.
Татьяна Голикова проинформировала верхнюю палату парламента о том, что в настоящее время Правительство РФ ведет активную работу по выработке мер по развитию системы среднего профессионального образования, в том числе в части гибкости образовательных программ. Продолжается оснащение мастерских учебных заведений высокотехнологичным оборудованием с ориентацией на создание учебных производств. На сегодняшний день за счет средств федерального бюджета в объеме 7,4 млрд рублей создано более 1,5 тысяч мастерских, а в 2021 году предусмотрено 4,4 млрд рублей на открытие еще 700 мастерских.
С начала реализации национального проекта «Образование» повышение квалификации прошли более 15 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения. Из них сертифицированы в качестве экспертов WorldSkills более 2 тысяч человек. К 2024 году планируется, что пройдут переобучение 35 тысяч преподавателей. А для более чем 200 специальностей будут пересмотрены сроки обучения.
Татьяна Голикова также обратила внимание на готовность бизнеса участвовать в подготовке профессиональных кадров – прежде всего, речь идет о дуальном образовании, когда предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, а работодатели принимают участие в составлении учебной программы.
Сергей Лукин считает такой подход перспективным.
«Дуальная система обучения предусматривает сочетание получения теоретических занятий в образовательной организации с периодами производственной деятельности на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые современные компетенции, — пояснил воронежский сенатор. — Обучающийся уже на ранних этапах включается в производственный процесс. Все это позволяет осуществить успешную профессиональную и социальную адаптацию будущего специалиста».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подвела итог дискуссии, заметив, что квалифицированные кадры – эта та почва, на которой строится конкурентоспособная экономика в целом в России, и в субъектах Федерации.
По мнению спикера Совфеда, учащиеся колледжей и техникумов должны получать современные, востребованные на рынке труда навыки, работать на реальном оборудовании, находиться в контакте с предприятиями своего региона, заранее понимать перспективы трудоустройства.
«Все эти вопросы должны найти отражение в новой Стратегии развития среднего профессионального образования», — убежден сенатор Сергей Лукин.