19:45 15 октября 2014
Как ограничение участия иностранных инвесторов повлияет на воронежские СМИ
В ситуации помог разобраться профессор кафедры телевизионной и радиожурналистики ВГУ Владимир Сапунов
В среду, 15 октября, президент Владимир Путин подписал закон, который ограничивает долю иностранного капитала в российских СМИ 20-ю процентами. Ограничения вступят в силу в январе 2016 года, причем сведения о новых учредителях следует передать в Роскомнадзор до 15 февраля 2016 года. За нарушение деятельность СМИ могут по решению суда приостановить.
Интернет-газета «Новости Воронежа» решила выяснить, каким образом новые закон отразиться на региональных, и в том числе воронежских, средствах массовой информации. О ситуации в отрасли нам рассказал Владимир Сапунов, доктор филологических наук, профессор кафедры телевизионной и радиожурналистики ВГУ.
Владимир Игоревич, как вы относитесь к ограничению доли зарубежного капитала в российских СМИ?
Подобные ограничения — общемировая практика. Страны Евросоюза, несмотря на правила ВТО и нормы, в подавляющем большинстве оставили правила, по которым иностранцам запрещено владеть контрольным пакетом акций в их СМИ. Наиболее жесткие ограничения зарубежных владельцев в Австрии, Франции и Испании.
Какова ситуация за океаном?
В США на владение электронными СМИ установлено ограничение в 25 процентов. Практика показывает, что после краха канадской компании Hollinger (её глава Конрад Блэк отсидел 5 лет в тюрьме. — Ред.) капитал из других стран почти отсутствует и в американской прессе. Если иностранный каптал допускают, то абсолютно проамериканский по духу – например, самый богатый человек Мексики Карлос Слим, владеющий 17 процентами акций New York Times Company. Кроме того, иностранное владение СМИ серьезно ограничено в Канаде, Аргентине, Южной Корее и других странах. В КНР иностранцы не имеют права владеть долей в СМИ.
Вернемся в нашу страну. Как ограничения отразятся на региональных СМИ? Прежде всего, нас интересует, конечно, воронежская пресса.
Городские информационные порталы — слишком важный ресурс, можно сказать, даже стратегический. По моим данным, на воронежском рынке СМИ самостоятельного иностранного капитала нет. Есть издания, которые работают по франшизе от московских СМИ, где иностранный или оффшорный капитал играет определенную роль. Но вряд ли реструктуризация их капитала повлияет на воронежские аффилированные структуры. Может, кто-то ждал и надеялся, что их купит Regional Network Hearst Shkulev Digital, как городские информационные порталы в Сибири, на Урале, в Волжском поясе и в Сочи. На таких надеждах можно ставить крест.
Ведь не секрет, что определенные опасения вызывает региональная экспансия Hearst на городские интернет-порталы…
Да, во владение Regional Network Hearst Shkulev Digital попала сеть независимых городских сайтов НГС, которая управляет порталами в Новосибирске, Красноярске, Омске, Кузбассе, Барнауле, Томске и Иркутске, крупнейший городской портал Екатеринбурга E1.RU, нижегородский портал NN.ru, самарский городской сайт «Самара24», пермский городской портал PRM.RU, городской портал «Сочи Экспресс», новокузнецкий сайт Job24.
И, хотя президент HSM Виктор Шкулев утверждает, что инвестиции делаются исключительно для развития бизнеса в сфере «classified», понятно, что обладание такими ресурсами может потенциально означать и более приближенные к политике цели. Ведь информационную составляющую большинства этих сайтов никто не отменял.
Что же может произойти с таким региональным гигантом, как E1.RU?
Будут искать нового владельца или совладельцев. Или же их владелец будет реструктурировать уставной капитал. Для этого есть еще год.
На какой сектор российских СМИ закон окажет наибольшее влияние?
В первую очередь, на российский журнальный сектор, точнее на глянцевые журналы, где монополистами являются Sanoma и Hearst («миноритарные монополисты» — Burda и Condé Nast). Здесь возможны два варианта – либо реструктуризация капитала, либо закрытие российских версий многих массовых зарубежных журналов. В случае со шведской группой Modern Times Group, фактически управляющей СТС и Домашним, последний вариант исключен – бизнес слишком доходный и стабильный, чтобы на него повлиял уход иностранного инвестора.
Насколько сильно представлен иностранный капитал на нашем медиарынке?
Влиятельный иностранный капитал важной роли не играет. Из шести крупнейших монополий у нас представлена лишь News Corp. Газетная часть империи Руперта Мердока совместно с Sanoma Independent Media и Financial Times выпускает газету «Ведомости». Вольно или невольно, но Мердоку несколько лет назад пришлось забыть о планах экспансии в российский медиасектор. Финальным аккордом стала, пожалуй, продажа в 2011 году лидера российского рынка наружной рекламы News Outdoor. А доля в «Ведомостях» была, скорее, сатисфакционным рудиментом, от которого рано или поздно пришлось бы избавиться. После продажи акций РЕН ТВ и НМГ (в 2011 и 2013 годах) забывает о российском рынке Bertelsmann.
На рынке качественной информации в России чужеземный капитал сколь-нибудь значительным игроком не является. Помимо акционеров «Ведомостей», можно еще упомянуть Axel Springer Russia – компания сейчас по франшизе выпускает русскую версию Forbes. Русскую версию Newsweek (которую они тоже издавали по лицензии) Springer закрыл еще в 2010 году.
На ваш взгляд, какова главная цель изменений в закон?
Разумеется, беспокоит законодателей экспансия иностранного капитала на рынок региональных интернет-порталов, о чем мы говорили выше.
Кроме того, авторы не скрывают, что он направлен на деофшоризацию медиакапитала. Прежде всего, очевидно, имеются в виду Pragla Ltd. (материнская компания РБК), зарегистрированная на Кипре, Kommersant Holding Cyprus Limited и активы Абрамовича в ОАО «Первый канал».
Ослабление иностранного капитала в СМИ России – это, скорее, проекционный шаг, устремленный в будущее. Сейчас это может привести разве что к уничтожению вредных глянцевых журналов, формирующих антиправославное мировоззрение. Сиюминутно: если прекратят существование журналы, подобные GQ и Men’s Health – это уже будет успехом. А так – обеспечение информационной безопасности страны – это гораздо более сложный процесс, чем уменьшение иностранного капитала в СМИ с 49 до 20 процентов. Это анализ финансовых потоков из-за рубежа, гранты, подготовки специалистов иностранными организациями. Демократия и открытость в условиях навязанной нам войны, могут, увы, могут стать неприемлемыми.