11:14 2 июля 2020

Герман Греф о моделях образования, мягких навыках, своем плохом поведении, Борисе Акунине и Хорошколе

Глава Сбербанка принял участие в спецпроекте ТАСС «Первые лица бизнеса», публикуем выдержки из интервью

Герман Греф.

Герман Греф.

Автор: Виктор Субботин / Реклама. Фото: ТАСС.

Об образовании в России

По словам Германа Грефа, будущее невозможно без образования. Ведь это фабрика, где создается конкурентноспособный человек, который полностью адаптирован к новой и быстро меняющейся среде. Он должен быть способен принимать решения в условиях обилия информации. При этом обладать высоким уровнем мягких навыков, социального общения и когнитивной флексибильной гибкостью.

Банкир считает, что традиционная школа не сможет стать фабрикой, на которой дети будущего пройдут адаптацию к стрессовым обстоятельствам текущей жизни.

«92 процента школьников подчеркнули, что не удовлетворены современными учебниками, по ним заниматься скучно, — отметил Герман Оскарович. — Их не устраивают также формы преподавания».

Причина тому, уверен глава Сбербанка, — устаревшая модель обучения. Ведь если раньше учитель был по сути единственным носителем знания, а учебник — источником, то сейчас источники информации крайне диверсифицированы. При этом среди них немало фейковых. А уж подача настолько разнообразна, что учебнику конкурировать становится невозможно.

Банкир признался, что он последние десять лет активно занимается школьным образованием. Он пришел к выводу, что просто ответа на вопрос, в чем же заключается проблема, нет. Сейчас детей учат по стандартной модели, которую выработал фон Гумбольдт.

«Мы стандартными средствами тренируем в детях умение давать стандартный ответ на стандартные вопросы. И на выходе тестируем. ЕГЭ — и ребенок выпускается в высшую школу. Дальнейшее зависит от того, куда он попал, — говорит Герман Оскарович. — Если в технический вуз с более практическим образованием, то будет огромный стресс».

Исследование показывает, что выпускники вузов, даже таких, как Гарвард и Стэнфорд, через два года после окончания вуза показывают в среднем от 5 до 12 процентов знания базового курса. Забывается все то, что не связано с практикой, навыками и в профессиональной карьере.

Более того, другое исследование показало, что карьеру спустя десять лет делают не отличники, а, в основном, троечники, и те, кто во время обучения выдающихся способностей не демонстрировал.

«Мягкие навыки»

Исследователи выяснили, что для карьеры человека, для его жизненного успеха и, главное, для ощущения счастья, важны так называемые мягкие навыки:

— социальные навыки. Речь идет о коммуникации в обществе, умении публично выступать, вести дискуссии и доносить свою точку зрения. Это позволяет успешно общаться и взаимодействовать в команде;

— когнитивные навыки. Они определяют состоятельность человека с точки зрения мыслительного процесса. Важна системность мышления — этот процесс в себя включает анализ и синтез. Сюда же относят креативность, критическое мышление и навык принятия решений;

— эмоциональные навыки. Умение управлять собой и понимать эмоции — и свои, и другого человека.

Плохое поведение в школе

Герман Греф в интервью признался, что в школе он отличником не был. Но и троечником тоже. В его аттестате две или три четверки.

«Я неплохо шел с точки зрения успеваемости, но вот вел себя ужасно. Плохой пример для учеников. Я был хулиганом, дрался и мы срывали уроки. Настоящий сорвиголова», — вспомнил банкир. Добавив, что при этом из школы его не исключали.

Школьное образование Герман Греф получал в Казахстане в маленьком городке на берегу Иртыша. Он родился в ссылке — родителей будущего банкира сослали туда из Ленинграда.

Акунин

«История Российского государства» Бориса Акунина стала последним открытием Германа Грефа. Эту книгу он начал читать, рассчитывая на беллетристику, а не на историческую науку.

«Мне стало интересно, как автор эволюционируют в процессе рассмотрения русской истории. Считаю эту книгу одной из наиболее сильных исторических работ последнего времени, — заявил Герман Оскарович. — Помню, пилил Карамзина, а Акунина проглотил, надо отдать ему должное. К сожалению, в школе у меня этого не было».

Хорошкола

Семья Германа Грефа в какой-то момент после долгих обсуждений решила заняться частным образованием и построить школу XXI века. Проект впоследствии получил название Хорошкола.

«Мои дети там учатся. Можно сказать, экспериментирую на них. В классическом понимании в ней нет оценок. Но в конечном итоге дети выходят на соблюдение образовательного стандарта и сдачу экзаменов», — пояснил Герман Греф.

Банкир заявил, что в онлайн-образование он не верит. Говорит, что при нынешних технологиях онлайн заменить очную форму не сможет.

Ключевая задача, которую ставят в Хорошколе и цифровой платформе, — это сочетание знаний и навыков. Второе закрепляет первое. Знания лишь в том случае не выветрятся, если превратились в навыки.

Кроме того, обучение в Хорошколе благодаря использованию платформенных технологий персонализированное. У учеников четыре уровня достижения мастерства по каждому предмету.

От экзаменов платформа позволяет уйти, но не от проверки знаний. В конце каждой темы — сдача тестов.

«Уговорить платформу нельзя, она видит твою траекторию и контролирует качество знаний. Каждый цикл сопровождается тем, что ребенок должен закрепить материал сопровождающим проектом, — добавил Герман Оскарович. — Последнее отличие нашей платформы — это цифровые навыки. Три больших раздела, которые связаны с подготовкой будущего ребенка. Здесь правила киберзащиты, поведение в виртуальном пространстве и цифровая гигиена».

Банкир считает, что дети должны хотеть учиться. Занятия должны оставаться для них фаном.

«Если посмотрите сегодня на мир бизнеса, то одна из ключевых проблем — это разрыв образования с практикой. Почти все наши коллеги в бизнесе так или иначе инвестируют в образование. Причем не только в профессиональное, но и школьное», — подытожил Герман Греф.

11:14
2 июля 2020

Герман Греф о моделях образования, мягких навыках, своем плохом поведении, Борисе Акунине и Хорошколе

Глава Сбербанка принял участие в спецпроекте ТАСС «Первые лица бизнеса», публикуем выдержки из интервью

Герман Греф.

Герман Греф.

Автор: Виктор Субботин / Реклама. Фото: ТАСС.

Об образовании в России

По словам Германа Грефа, будущее невозможно без образования. Ведь это фабрика, где создается конкурентноспособный человек, который полностью адаптирован к новой и быстро меняющейся среде. Он должен быть способен принимать решения в условиях обилия информации. При этом обладать высоким уровнем мягких навыков, социального общения и когнитивной флексибильной гибкостью.

Банкир считает, что традиционная школа не сможет стать фабрикой, на которой дети будущего пройдут адаптацию к стрессовым обстоятельствам текущей жизни.

«92 процента школьников подчеркнули, что не удовлетворены современными учебниками, по ним заниматься скучно, — отметил Герман Оскарович. — Их не устраивают также формы преподавания».

Причина тому, уверен глава Сбербанка, — устаревшая модель обучения. Ведь если раньше учитель был по сути единственным носителем знания, а учебник — источником, то сейчас источники информации крайне диверсифицированы. При этом среди них немало фейковых. А уж подача настолько разнообразна, что учебнику конкурировать становится невозможно.

Банкир признался, что он последние десять лет активно занимается школьным образованием. Он пришел к выводу, что просто ответа на вопрос, в чем же заключается проблема, нет. Сейчас детей учат по стандартной модели, которую выработал фон Гумбольдт.

«Мы стандартными средствами тренируем в детях умение давать стандартный ответ на стандартные вопросы. И на выходе тестируем. ЕГЭ — и ребенок выпускается в высшую школу. Дальнейшее зависит от того, куда он попал, — говорит Герман Оскарович. — Если в технический вуз с более практическим образованием, то будет огромный стресс».

Исследование показывает, что выпускники вузов, даже таких, как Гарвард и Стэнфорд, через два года после окончания вуза показывают в среднем от 5 до 12 процентов знания базового курса. Забывается все то, что не связано с практикой, навыками и в профессиональной карьере.

Более того, другое исследование показало, что карьеру спустя десять лет делают не отличники, а, в основном, троечники, и те, кто во время обучения выдающихся способностей не демонстрировал.

«Мягкие навыки»

Исследователи выяснили, что для карьеры человека, для его жизненного успеха и, главное, для ощущения счастья, важны так называемые мягкие навыки:

— социальные навыки. Речь идет о коммуникации в обществе, умении публично выступать, вести дискуссии и доносить свою точку зрения. Это позволяет успешно общаться и взаимодействовать в команде;

— когнитивные навыки. Они определяют состоятельность человека с точки зрения мыслительного процесса. Важна системность мышления — этот процесс в себя включает анализ и синтез. Сюда же относят креативность, критическое мышление и навык принятия решений;

— эмоциональные навыки. Умение управлять собой и понимать эмоции — и свои, и другого человека.

Плохое поведение в школе

Герман Греф в интервью признался, что в школе он отличником не был. Но и троечником тоже. В его аттестате две или три четверки.

«Я неплохо шел с точки зрения успеваемости, но вот вел себя ужасно. Плохой пример для учеников. Я был хулиганом, дрался и мы срывали уроки. Настоящий сорвиголова», — вспомнил банкир. Добавив, что при этом из школы его не исключали.

Школьное образование Герман Греф получал в Казахстане в маленьком городке на берегу Иртыша. Он родился в ссылке — родителей будущего банкира сослали туда из Ленинграда.

Акунин

«История Российского государства» Бориса Акунина стала последним открытием Германа Грефа. Эту книгу он начал читать, рассчитывая на беллетристику, а не на историческую науку.

«Мне стало интересно, как автор эволюционируют в процессе рассмотрения русской истории. Считаю эту книгу одной из наиболее сильных исторических работ последнего времени, — заявил Герман Оскарович. — Помню, пилил Карамзина, а Акунина проглотил, надо отдать ему должное. К сожалению, в школе у меня этого не было».

Хорошкола

Семья Германа Грефа в какой-то момент после долгих обсуждений решила заняться частным образованием и построить школу XXI века. Проект впоследствии получил название Хорошкола.

«Мои дети там учатся. Можно сказать, экспериментирую на них. В классическом понимании в ней нет оценок. Но в конечном итоге дети выходят на соблюдение образовательного стандарта и сдачу экзаменов», — пояснил Герман Греф.

Банкир заявил, что в онлайн-образование он не верит. Говорит, что при нынешних технологиях онлайн заменить очную форму не сможет.

Ключевая задача, которую ставят в Хорошколе и цифровой платформе, — это сочетание знаний и навыков. Второе закрепляет первое. Знания лишь в том случае не выветрятся, если превратились в навыки.

Кроме того, обучение в Хорошколе благодаря использованию платформенных технологий персонализированное. У учеников четыре уровня достижения мастерства по каждому предмету.

От экзаменов платформа позволяет уйти, но не от проверки знаний. В конце каждой темы — сдача тестов.

«Уговорить платформу нельзя, она видит твою траекторию и контролирует качество знаний. Каждый цикл сопровождается тем, что ребенок должен закрепить материал сопровождающим проектом, — добавил Герман Оскарович. — Последнее отличие нашей платформы — это цифровые навыки. Три больших раздела, которые связаны с подготовкой будущего ребенка. Здесь правила киберзащиты, поведение в виртуальном пространстве и цифровая гигиена».

Банкир считает, что дети должны хотеть учиться. Занятия должны оставаться для них фаном.

«Если посмотрите сегодня на мир бизнеса, то одна из ключевых проблем — это разрыв образования с практикой. Почти все наши коллеги в бизнесе так или иначе инвестируют в образование. Причем не только в профессиональное, но и школьное», — подытожил Герман Греф.

Наверх