10:36 13 мая 2016
«Загрязнение мышьяком в районе добычи никеля на воронежских месторождениях исключено»
Члены Общественного совета при облДуме обсудили природу веществ, тектонику региона и опасности аварийных скважин
Тема: Добыча никеля в Воронежской области
В четверг, 12 мая, прошло заседание Общественного совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений в Воронежской области при Воронежской областной Думе. Ученые и исследователи обсудили проблемы бесхозных скважин, выяснили, вреден ли мышьяк, и рассказали, почему у нас не может быть настоящих землетрясений.
«Мышьяк — в лекарствах, креветках и вине»
О мышьяке большинству людей известно, что в давние времена он был одним из самых распространенных ядов. Поэтому его очень боятся. Мало кто знает, что мышьяк имеется в полезном рыбьем жире, креветках и даже в вине.
Разобрался в природе мышьяка и о его возможности появления в медно-никелевых рудах председатель общественного Совета и доктор геолого-минералогических наук Виктор Бочаров.
Вообще мышьяк (As) — компонент более 200 минералов – природных химических соединений, при этом все соединения его ограниченно растворимы.
«По данным доктора геолого-минералогических наук профессора Николая Чернышова, содержание мышьяка в организме среднего человека весом в 70 кг составляет 15 мг, — рассказал Виктор Бочаров. — Механизм избыточного количества мышьяка на организм человека связан с нарушениями обменных процессов. Ряд соединений мышьяка применяют в медицине».
Соединения мышьяка используют в сельском хозяйстве — в пестицидах и для дезинфекции крупного рогатого скота и овец. Также его применяют для упрочнения изделий из меди, в стекловарении и в производстве микросхем.
«Малые количества мышьяка — полезные добавки в питании некоторых животных: крыс, хомяков, коз и цыплят, — продолжает профессор Бочаров. — Спортсмены используют их для наращивания мышечной массы. В этих целях препаратами лечили узников Освенцима, а сейчас заложников террористов. Также мышьяк — один из компонентов лекарств против рака».
Большие концентрации мышьяка опасны для здоровья людей. Доза в 50 мг — смертельная для человека. Чаще всего мышьяк попадает в организм человека вместе с едой. Поэтому не стоит налегать на креветок, омаров, лангустов, рыбий жир и вина — там содержится много мышьяка.
Правда, есть общедоступное противоядие — молоко. Дело в том, что главный белок молока – при контакте с мышьяком образует нерастворимое соединение, которое не всасывается в кровь и не наносит никакого вреда.
Читайте также 22:29 12 мая 2016 «Новости Воронежа» - в ТОП-10 самых цитируемых СМИ Воронежской области У воронежцев больше всего волнений вызывали опасение о загрязнении ядовитым веществом при возможной добыче никеля. По словам ученого, медно-никелевые руды никаким образом не являются источником мышьяка.
«Загрязнение мышьяком окружающей среды в районе добычи и первичной переработки, то есть флотации, сульфидных медно-никелевых руд исключается.Медно-никелевые руды не являются сырьем для получения мышьяка из-за крайне низких концентраций этого элемента», — пояснил Виктор Бочаров.
«Аварийные бесхозные скважины — катализатор загрязнения воды»
Начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области Павел Бойко рассказал о том, как решать проблему с бесхозными скважинами.
Вообще для нашей области подземные воды — единственный источник питьевого водоснабжения населения и один из основных для технических нужд предприятий. При этом многие месторождения подземных вод подвержены загрязнениям, одним из факторов которого выступают бесхозные скважины. По области бесхозных скважин наблюдается большое количество: часть из них пробурили обанкротившиеся промышленные и сельхозпредприятия, другие появились, когда у нас еще в советские времена искали полезные ископаемые. Также некоторые недобросовестные недропользователи предпочитают не ремонтировать скважину, а пробурить рядом новую, старая же просто остается брошенной, постепенно приходя в аварийное состояние. Аварийные бесхозные скважины способствуют процессам загрязнения, на порядок увеличивая их скорость и объем, выступают в роли «проводника» и «катализатора» загрязнения подземных вод.
Информация о точном количестве таких скважин сейчас разнится. Поэтому предлагают создать единый областной кадастр скважин. Потом нужно оценить их состояние и по возможности найти предыдущих собственников, чтобы обязать их затампонировать аварийные скважины.
«Если все будет сделано правильно, на что я надеюсь, то это позволит нам получить объективную и систематизированную информацию о состоянии источников водоснабжения на территории области, — пояснил Павел Бойко. — Мы сможем выявить и ликвидировать неисправные скважины, а также поставить на баланс и начать использовать или зарезервировать существующие в удовлетворительном состоянии».
«В Воронежской области не может быть сильных землетрясений»
Могут ли быть землетрясения в Воронежской области? Страшилки о том, что при геологоразведке и добыче никеля может случиться землетрясение, регулярно распространяют в соцсетях. Рельеф и тектонику региона оценил доктор физико-математических наук профессор Виктор Глазнев.
Рельеф в Воронежской области ничем особенным не выделяется. Если посмотреть глубже, то можно увидеть кристаллический фундамент под землей, покрытый сверху осадочными породами.
Ученый доступно рассказал, как ощущаются землетрясения с разной балльностью. Толчки в 1,2 и 3 балла люди не чувствуют — их фиксируют лишь приборы. 4 балла люди уже ощущают — могут дребезжать стекла. 6 баллов — уже достаточно сильное землетрясение. При 8 баллах возникают трещины в стенах, падают предметы. А вот 12 баллов — это сильнейшие землетрясения, сносящие полностью все постройки.
По словам специалисты, в последние годы в мире стали фиксировать больше землетрясений. Но дело лишь в том, что стали больше устанавливать сейсмических приборов. Они очень чувствительны. Например, большинство сейсмометров, размещенных в доме, подвержены эффекту утреннего пробуждения — люди просыпаются, начинают ходить, хлопать дверями, а станции регистрируют колебания.
Профессор Глазнев показал собравшимся карты сейсмичности, которые регулярно обновляются. Воронежская область здесь попала в зону, где нет опасности землетрясений. Максимальная возможная сила толчков у нас может составить не больше 4 баллов.
«Сейсмические события на территории воронежского кристаллического массива не представляют существенной опасности в рамках заданного уровня вероятности их появления, — пояснил Виктор Глазнев. — Но строительство крупных объектов должно выполняться с соблюдением норм СНИП, предусматривающих требования сейсмической устойчивости объектов в рамках предполагаемых условий повторяемости событий».
Ссылки по теме Добыча никеля в Воронежской области: