18:43 10 июля 2015

Что потерял и приобрел Воронеж из-за Великой Отечественной войны

Об этом и многих других интересных фактах услышали те, кто посетил организованную газетой «Новости Воронежа» к 70-летию Победы экскурсию [ФОТО + ВИДЕО]

Около главного корпуса ВГУ.

Около главного корпуса ВГУ.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Около главного корпуса ВГУ.

Около главного корпуса ВГУ.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Около главного корпуса ВГУ.

Около главного корпуса ВГУ.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Около главного корпуса ВГУ.

Около главного корпуса ВГУ.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Рядом с домом №55 по улице Карла Маркса.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Никитинская площадь.

Никитинская площадь.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Театр драмы имени Кольцова.

Театр драмы имени Кольцова.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Театр драмы имени Кольцова.

Театр драмы имени Кольцова.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Памятник погибшим детям на Театральной.

Памятник погибшим детям на Театральной.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Около памятника погибшим детям на Театральной.

Около памятника погибшим детям на Театральной.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Памятник погибшим детям на Театральной.

Памятник погибшим детям на Театральной.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Неподалеку от Дворца детей и молодежи.

Неподалеку от Дворца детей и молодежи.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Знаменитый дом с совой на Алексеевского.

Знаменитый дом с совой на Алексеевского.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Знаменитый дом с совой на Алексеевского.

Знаменитый дом с совой на Алексеевского.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Знаменитый дом с совой на Алексеевского.

Знаменитый дом с совой на Алексеевского.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Около Кольцовского сквера.

Около Кольцовского сквера.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Доходный дом купца Петрова.

Доходный дом купца Петрова.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

Кладбище в Кольцовском сквере.

Кладбище в Кольцовском сквере.

Автор: редакция. Фото: газета Новости Воронежа.

О неоценимом вкладе Воронежа в Великую Отечественную войну помнят все. Вот только большинство горожан, особенно подрастающее поколение, с трудом представляют, что война прошла по тем местам, где они каждый день прогуливаются. Газета «Новости Воронежа» организовала, а краевед Ольга Рудева провела экскурсию по местам центра города, которые сильно преобразились боями.

Участников мы собирали на сайте «Новости Воронежа», а также в наших группах и на страницах в соцсетях. Для горожан экскурсия была абсолютно бесплатной. Место сбора — около памятника Никитину.

Смотрите видео экскурсии:

Краевед Ольга Рудева сразу же провела нас по пешеходной улице Карла Маркса к зданию УФАС по Воронежской области. Дом с портиком и колоннами прижился в восприятии горожан. Мало кто вспомнит, что дом №55 на Карла Маркса во время войны был сильно разрушен.

«В Воронеже бесследно исчез памятник около дома XVII века»

«Тема войны — очень трагичная, но я придумала показать её, чтобы мы смотрели и понимали, как война изменила наш город, — пояснила экскурсовод. — Каким город был до сражений, что произошло во время бомбардировок».

Ольга Рудева достает большую черно-белую фотографию и вытягивает её напротив нынешнего здания. На снимке видно, что дом сверху был сильно разрушен: отсутствует крыша, колонны чудом уцелели, стены тёмные и закопченные. Именно так выглядели после сражений многие воронежские дома. В них попали снаряды, но здания подлежали восстановлению.

Экскурсия по Воронежу.

Памятник Сталину и Ленину.

«Это был дом купцов Нечаевых, построенный в конце XVII века, — рассказывает Ольга Рудева. — Эти купцы были меценатами. Не было предела их благотворительности: они помогали детским приютам и организациям».

На следующем снимке мы видим уже восстановленный дом, около которого стоит необычный памятник, исчезнувший при загадочных обстоятельствах. Прямо перед входом в здание на Карла Маркса стоял монумент — со Сталиным и Лениным. Сейчас невозможно найти даже постамент — там теперь раскинулся густой газон.

После развенчания культа личности Сталина в одну ночь по стране исчезли почти все его монументы.

«Про этот памятник даже ходят легенды, что сначала убрали только фигуру Сталина, а оставили сидящего Ленина, — поясняет Ольга Рудева. — В это легко поверить — ведь без одной из фигур памятник очень легко представить — он остался бы вполне гармоничным».

Если посмотреть на современный вид здания, то можно найти несколько отличий от того варианта, каким оно было до разрушения. Так, колонны в дореволюционном варианте были более стройными. А после войны их утяжелили. По словам краеведа, это наглядный пример, что люди хотели не просто восстановить город, но украсить его и улучшить.

Таким раньше было здание, где сейчас расположен УФАС.

Таким раньше было здание, где сейчас расположен УФАС.

Сейчас из-за угла исторического дома выглядывает новый Камерный театр. Краевед рассказала, что перед строительством нового здания сзади снесли старенький жилой дом, который не был охраняемым культурным объектом. Но рядом с ним стояли ряды сараев, прикрепленных к какой-то старой стене. Когда снесли хлипкие сараи, то открылась необыкновенная стена.

«Там было написано: «Воронежцы, восстановим учреждения культуры и жилища под водительством Сталина», — рассказала краевед. — Видимо, это место было особенно публичным в городе, раз на нем был написан такой призыв. Мы пытались побороться за сохранение этой стеночки. Я не люблю Сталина, но люблю историю. Можно было просто снять эту стенку, законсервировать и сохранить кусочек истории».

«Только в два театра Европы во время Второй мировой войны попали снаряды»

Следующий пункт нашей экскурсии — здание Воронежского театра драмы имени Кольцова около «Утюжка».

«Только два театра Европы во Вторую мировую войну удостоились прямого попадания, — рассказывает Ольга Рудева. — Первый — миланская опера «Ла Скала», а второй — наш воронежский драматический театр. Тогда от театра остались только стены, при бомбардировке погиб один человек. Но при восстановлении, если мы вспомним надпись на улице Карла Маркса, сначала уделяли внимание внимание культурным учреждениям, а лишь потом жилищам».

Драмтеатр.

Драмтеатр.

Поэтому театр восстановили уже 31 января 1943 года. Первым спектаклем там было «Горе от ума» Грибоедова. Оборудования немного, но все равно решили устроить прямую торжественную трансляцию на радио, чтобы все могли хотя бы услышать постановку.

«Под бомбами погибли лучшие дети Воронежа»

Еще один памятник, напоминающий о том, как много потерял Воронеж во время войны, находится на улице Театральной. Две яркие полоски зелено-бордовых клумб обрамляют узкую дорожку к памятнику в виде куска гранита, на котором размещена небольшая табличка и фигурка падающей золотой голубки с подвернутой шеей.

«13 июня 1942 года в бывшем городском саду пионеров от бомб, сброшенных фашистами, погибло более 300 детей», — гласит табличка.

Остановившись около грустного памятника, экскурсовод рассказала, что наш город так сильно пострадал из-за того, что никто не ожидал бомбежки.

«В Москве не ожидали нападения на Воронеж, — поясняет Ольга Рудева. — Сталин думал, что враг пойдет либо на Москву, либо в южном направлении. Городу было велено ликовать, веселиться, уповать на то, что все нормально — война скоро закончится и мы победим. Поэтому здесь и произошла такая трагедия. Вся территория от гостиницы Бристоль до улицы Театральной называлась «Сад пионеров». В 1942 году после окончания учебного года лучших детей Воронежа собрали на одном месте, чтобы наградить. В это время город уже бомбили…»

Погибли более 300 детей.

Погибли более 300 детей.

По словам краеведа, каждый год 13 июня около этого памятника собираются люди, чтобы почтить память погибших детей. Среди постоянных посетителей пожилая женщина. Она пострадала как раз в этот день. Её спасло то, что она была не в самом саду, а только бежала с маленькой сестренкой на этот городской праздник.

«Ходят упорные слухи о том, что за штурвалом бомбардировщика, погубившего сотни детей, сидела летчица, — отмечает Ольга Рудева. — На самом деле это полная чепуха, на бомбардировщики женщин в Рейхе никогда не сажали. Все было проще — у немцев был приказ бомбить авиационный завод. Он был хорошо защищен, зенитки отгоняли бомбардировщики. Фашистским самолетам приходилось разворачиваться и лететь обратно. Но с боеприпасами они сесть не могли, поэтому им нужно было где-то разгрузиться. Кто-то нажал кнопку и оно так пришлось…»

«Катакомбы в холме за Дворцом творчества детей и молодежи»

Дальше наша экскурсия двинулась в сторону Дворца творчества детей и молодежи. Оказывается, на обрыве за зданием были самые настоящие катакомбы. Ольга Рудева сама на них случайно наткнулась еще в детстве, а потом долго выясняла, что же там было на самом деле.

«Бугор почти отвесно спускается к водохранилищу, там в свои 12 лет я заметила белую лестницу с площадками, которая резко обрывается, — поясняет краевед. — Когда я выросла, то вместе с одноклассником мы пошли искать лестницу снова. Сверху спусков не было, поэтому мы полезли снизу. Там, где лестница начинается, была обзорная площадка и вход в подземелье. Это называлось воронежские катакомбы».

Катакомбы расположены на спуске к водохранилищу.

Катакомбы расположены на спуске к водохранилищу.

Когда экскурсовод туда впервые попала, то удивилась, настолько качественно и продуманно там все было организовано. Своды подземелий были заштукатурены, обустроены стойки под аппаратуру. Всего было два длинных хода — один шел в сторону Чернавкого моста, а другой направлялся к главному корпусу ВГУ. Там было множество небольших комнаток. Внутри всегда было свежо — чистый воздух поступал с помощью специальной системы вентиляции.

«Оказалось, что вся эта красота была учебным пунктом ПВО, построенным в 30-е годы, — рассказывает Ольга Рудева. — Замысел был таким: в случае военных действий наши люди из обкома по подземному ходу перейдут в эти катакомбы. Я верю в то, что был такой ход. А вот после войны это замечательное сооружение не использовалось никак. Последний раз катакомбы упоминал мэр Скрынников, который просил показать ему, где находится засыпанный штаб Второго фронта, обещал его отрыть и сделать музей».

Сейчас катакомбы присыпают сверху землей. Дело в том, что сотрудники дворца сразу же сообщают о появившемся провале, когда земля обрушивается вниз — и его быстро засыпают землей.

«Легендарный дом с совой полностью выгорел изнутри»

Война повлияла и на те дома, в которые не попали бомбы. Так, легендарному дому с совой на улице Алексеевского годы Великой Отечественной заметно повредили. Здание еще в 1913 году построил для своей семьи архитектор Михаил Замятнин.

Хозяева квартир разрешают нам войти в подъезд, и мы видим массивную лестницу с широкими перилами и витиеватой решеткой. Ступеньки выложили уже современной плиткой, а вот на полу площадок сохранилась старинная мелкая плитка, выложенная ромбовидными узорами. Диссонанс вызывает то, что на площадках вверху около необычных барельефов проходят провода Интернета.

Хорошо известная воронежцам сова.

Хорошо известная воронежцам сова.

Старый дом изнутри выглядит идеально — с такой красотой не сравнится ни одна современная многоэтажка бизнес-класса. На площадке между вторым и третьим этажом сейчас аккуратная глухая стена.

«Здесь был витраж из венецианского стекла. Вот здесь и уместно сказать «ах, война, что же ты, подлая, сделала», — рассказывает краевед. — От витража и следа не осталось — дом полностью выгорел изнутри. На каждом повороте лестницы стояла античная скульптура — это был хорошо освещенный зимний сад. Дом был так спроектирован специально, чтобы на этой лестнице было всегда светло».

Дом с совой хорошо сохранился.

Дом с совой хорошо сохранился.

Еще одно свидетельство войны можно найти на первом этаже прямо перед входом. Бетонный участок, сорвавший историческую плитку. Оказывается, после войны жить было негде, поэтому люди заселили подвал особняка, а в подъезд выставили печное отопление, чтобы не задохнуться внизу.

«Война пошла на пользу городу»

Поверить сложно, что прошедшая война нанесла не только урон легендарным архитектурным постройкам, но и помогла улучшить облик города. Мы пришли на участок улицы Карла Маркса около аллеи с новым памятником Сергею Есенину.

«Можно найти в нашем городе места, про которые уверенно можно сказать: здесь военные разрушения пошли на пользу городу, — заявляет Ольга Рудева. — Во-первых, это площадь Черняховского перед вокзалом. До войны её вообще не было — там был лабиринтик из малоэтажной и не очень ценной застройки. Кто знает, когда бы произошли изменения, если бы не было войны. После боев все снесли и размашисто архитекторы расположили дома, прорезав улицу Мира и выход на Степана Разина. Осознайте, насколько это красиво!».

Кольцовский сквер стал значительно больше.

Кольцовский сквер стал значительно больше.

Краевед поясняет, что такая же ситуация была в нынешнем центре города. Например, улица Алексеевского была тупиком, который никуда не выходил. Домики стояли плотными рядами — не было между ними пространства.

«Кольцовский сквер был значительно уже и меньше, — поясняет краевед. — А после войны Троицкий принял решение расширить Кольцовский сквер, линию домов значительно сместить, прорубить новую улицу Кардашова и вывести её на бульвар. Как это придало воздуха центру города. Архитекторы послевоенной поры просто грандиозные мастера. Когда смотришь на их здания, то понимаешь, что у них не было ни одной градостроительной ошибки».

«Немецкое кладбище в Кольцовском сквере Воронежа»

До войны в узком и маленьком сквере располагался «фонтан с лягушками» — копия культового Сталинградского фонтана. Сама улица вдоль зеленой зоны практически не огибала её, а плавно переходила в Большую Дворянскую (нынешний проспект Революции). Получается, что на месте привычных нам тротуаров и дороги со стороны «Спартака» стояли рядами дома.

Ольга Рудева достает старую фотографию, на которой видно прекрасное здание.

«Это лучший воронежский дом, который стоял в районе кафе «Место», — поясняет краевед. — Строил его Михаил Замятнин. Это был доходный дом купца Петрова. Сверху там было огромное кафельное эмалированное панно, изображающее поход Петра I на Азов. Этот дом я считаю главной утратой военного времени. Он был поврежден, но ушел из-за решения расширить пространство. Это было сложный выбор».

доходный дом купца Петрова.

Доходный дом купца Петрова.

По словам краеведа, сам кинотеатр «Спартак» построили еще до войны. Кусочек земли был маленький, поэтому его поставили в глубине квартала, чтобы сэкономить место. К нему вела длинная колоннада.

Экскурсовод извлекает из папки следующую старую фотографию. На ней мы видим Кольцовский сквер в самом необычном варианте — всю территорию небольшой зеленой зоны занимают могильные кресты. Дело в том, что во время войны немцы устроили здесь офицерское кладбище.

«На снимке 1943-й год — сразу же после освобождения. Но мы по кладбищу здесь сейчас не ходим, — успокоила горожан Ольга Рудева. — После войны всех перезахоронили».

Кладбище в Кольцовском сквере.

Кладбище в Кольцовском сквере.

Завершилась экскурсия около главного корпуса ВГУ. До войны здесь стоял Митрофановский монастырь. Здание стояло на холме, поэтому во время перестрелок между берегами сильно пострадало. Но оно не было разбомблено до основания.

«Когда говорят, что Воронеж разрушила Красная армия, то в этом есть доля правды, — поясняет Ольга Рудева. — Наши солдаты отстояли Левый берег — у них был приказ выбивать отсюда врага. Из-за этого пострадала 75-метровая колокольня монастыря».

После войны на месте монастыря хотели сделать мемориальный комплекс. В последние годы много говорят, что подвиг Воронежа равен Сталинграду, но нам не дали звание города-героя. Архитекторы разработали памятный комплекс, но потом по велению высшего руководства решили возводить здесь ВГУ. Спроектировали быстро здание — почти такое же, как корпуса МГУ на Ленинских горах. Готовились построить высокую доминанту для города.

Таким мог быть мемориальный комплекс на месте корпуса ВГУ.

Таким мог быть мемориальный комплекс на месте корпуса ВГУ.

«Но к нам в то время приехал Хрущев, который увидел башню ЮВЖД. Возмутился, что это за колокольня такая, — рассказала ольга Рудева. — Он вернулся домой — и на этой же неделе вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами. Поэтому Воронеж — родина борьбы с архитектурными излишествами».

Материал подготовлен в рамках реализации гранта «Гильдии аналитических журналистов».

18:43
10 июля 2015

Что потерял и приобрел Воронеж из-за Великой Отечественной войны

Об этом и многих других интересных фактах услышали те, кто посетил организованную газетой «Новости Воронежа» к 70-летию Победы экскурсию [ФОТО + ВИДЕО]

О неоценимом вкладе Воронежа в Великую Отечественную войну помнят все. Вот только большинство горожан, особенно подрастающее поколение, с трудом представляют, что война прошла по тем местам, где они каждый день прогуливаются. Газета «Новости Воронежа» организовала, а краевед Ольга Рудева провела экскурсию по местам центра города, которые сильно преобразились боями.

Участников мы собирали на сайте «Новости Воронежа», а также в наших группах и на страницах в соцсетях. Для горожан экскурсия была абсолютно бесплатной. Место сбора — около памятника Никитину.

Смотрите видео экскурсии:

Краевед Ольга Рудева сразу же провела нас по пешеходной улице Карла Маркса к зданию УФАС по Воронежской области. Дом с портиком и колоннами прижился в восприятии горожан. Мало кто вспомнит, что дом №55 на Карла Маркса во время войны был сильно разрушен.

«В Воронеже бесследно исчез памятник около дома XVII века»

«Тема войны — очень трагичная, но я придумала показать её, чтобы мы смотрели и понимали, как война изменила наш город, — пояснила экскурсовод. — Каким город был до сражений, что произошло во время бомбардировок».

Ольга Рудева достает большую черно-белую фотографию и вытягивает её напротив нынешнего здания. На снимке видно, что дом сверху был сильно разрушен: отсутствует крыша, колонны чудом уцелели, стены тёмные и закопченные. Именно так выглядели после сражений многие воронежские дома. В них попали снаряды, но здания подлежали восстановлению.

Экскурсия по Воронежу.

Памятник Сталину и Ленину.

«Это был дом купцов Нечаевых, построенный в конце XVII века, — рассказывает Ольга Рудева. — Эти купцы были меценатами. Не было предела их благотворительности: они помогали детским приютам и организациям».

На следующем снимке мы видим уже восстановленный дом, около которого стоит необычный памятник, исчезнувший при загадочных обстоятельствах. Прямо перед входом в здание на Карла Маркса стоял монумент — со Сталиным и Лениным. Сейчас невозможно найти даже постамент — там теперь раскинулся густой газон.

После развенчания культа личности Сталина в одну ночь по стране исчезли почти все его монументы.

«Про этот памятник даже ходят легенды, что сначала убрали только фигуру Сталина, а оставили сидящего Ленина, — поясняет Ольга Рудева. — В это легко поверить — ведь без одной из фигур памятник очень легко представить — он остался бы вполне гармоничным».

Если посмотреть на современный вид здания, то можно найти несколько отличий от того варианта, каким оно было до разрушения. Так, колонны в дореволюционном варианте были более стройными. А после войны их утяжелили. По словам краеведа, это наглядный пример, что люди хотели не просто восстановить город, но украсить его и улучшить.

Таким раньше было здание, где сейчас расположен УФАС.

Таким раньше было здание, где сейчас расположен УФАС.

Сейчас из-за угла исторического дома выглядывает новый Камерный театр. Краевед рассказала, что перед строительством нового здания сзади снесли старенький жилой дом, который не был охраняемым культурным объектом. Но рядом с ним стояли ряды сараев, прикрепленных к какой-то старой стене. Когда снесли хлипкие сараи, то открылась необыкновенная стена.

«Там было написано: «Воронежцы, восстановим учреждения культуры и жилища под водительством Сталина», — рассказала краевед. — Видимо, это место было особенно публичным в городе, раз на нем был написан такой призыв. Мы пытались побороться за сохранение этой стеночки. Я не люблю Сталина, но люблю историю. Можно было просто снять эту стенку, законсервировать и сохранить кусочек истории».

«Только в два театра Европы во время Второй мировой войны попали снаряды»

Следующий пункт нашей экскурсии — здание Воронежского театра драмы имени Кольцова около «Утюжка».

«Только два театра Европы во Вторую мировую войну удостоились прямого попадания, — рассказывает Ольга Рудева. — Первый — миланская опера «Ла Скала», а второй — наш воронежский драматический театр. Тогда от театра остались только стены, при бомбардировке погиб один человек. Но при восстановлении, если мы вспомним надпись на улице Карла Маркса, сначала уделяли внимание внимание культурным учреждениям, а лишь потом жилищам».

Драмтеатр.

Драмтеатр.

Поэтому театр восстановили уже 31 января 1943 года. Первым спектаклем там было «Горе от ума» Грибоедова. Оборудования немного, но все равно решили устроить прямую торжественную трансляцию на радио, чтобы все могли хотя бы услышать постановку.

«Под бомбами погибли лучшие дети Воронежа»

Еще один памятник, напоминающий о том, как много потерял Воронеж во время войны, находится на улице Театральной. Две яркие полоски зелено-бордовых клумб обрамляют узкую дорожку к памятнику в виде куска гранита, на котором размещена небольшая табличка и фигурка падающей золотой голубки с подвернутой шеей.

«13 июня 1942 года в бывшем городском саду пионеров от бомб, сброшенных фашистами, погибло более 300 детей», — гласит табличка.

Остановившись около грустного памятника, экскурсовод рассказала, что наш город так сильно пострадал из-за того, что никто не ожидал бомбежки.

«В Москве не ожидали нападения на Воронеж, — поясняет Ольга Рудева. — Сталин думал, что враг пойдет либо на Москву, либо в южном направлении. Городу было велено ликовать, веселиться, уповать на то, что все нормально — война скоро закончится и мы победим. Поэтому здесь и произошла такая трагедия. Вся территория от гостиницы Бристоль до улицы Театральной называлась «Сад пионеров». В 1942 году после окончания учебного года лучших детей Воронежа собрали на одном месте, чтобы наградить. В это время город уже бомбили…»

Погибли более 300 детей.

Погибли более 300 детей.

По словам краеведа, каждый год 13 июня около этого памятника собираются люди, чтобы почтить память погибших детей. Среди постоянных посетителей пожилая женщина. Она пострадала как раз в этот день. Её спасло то, что она была не в самом саду, а только бежала с маленькой сестренкой на этот городской праздник.

«Ходят упорные слухи о том, что за штурвалом бомбардировщика, погубившего сотни детей, сидела летчица, — отмечает Ольга Рудева. — На самом деле это полная чепуха, на бомбардировщики женщин в Рейхе никогда не сажали. Все было проще — у немцев был приказ бомбить авиационный завод. Он был хорошо защищен, зенитки отгоняли бомбардировщики. Фашистским самолетам приходилось разворачиваться и лететь обратно. Но с боеприпасами они сесть не могли, поэтому им нужно было где-то разгрузиться. Кто-то нажал кнопку и оно так пришлось…»

«Катакомбы в холме за Дворцом творчества детей и молодежи»

Дальше наша экскурсия двинулась в сторону Дворца творчества детей и молодежи. Оказывается, на обрыве за зданием были самые настоящие катакомбы. Ольга Рудева сама на них случайно наткнулась еще в детстве, а потом долго выясняла, что же там было на самом деле.

«Бугор почти отвесно спускается к водохранилищу, там в свои 12 лет я заметила белую лестницу с площадками, которая резко обрывается, — поясняет краевед. — Когда я выросла, то вместе с одноклассником мы пошли искать лестницу снова. Сверху спусков не было, поэтому мы полезли снизу. Там, где лестница начинается, была обзорная площадка и вход в подземелье. Это называлось воронежские катакомбы».

Катакомбы расположены на спуске к водохранилищу.

Катакомбы расположены на спуске к водохранилищу.

Когда экскурсовод туда впервые попала, то удивилась, настолько качественно и продуманно там все было организовано. Своды подземелий были заштукатурены, обустроены стойки под аппаратуру. Всего было два длинных хода — один шел в сторону Чернавкого моста, а другой направлялся к главному корпусу ВГУ. Там было множество небольших комнаток. Внутри всегда было свежо — чистый воздух поступал с помощью специальной системы вентиляции.

«Оказалось, что вся эта красота была учебным пунктом ПВО, построенным в 30-е годы, — рассказывает Ольга Рудева. — Замысел был таким: в случае военных действий наши люди из обкома по подземному ходу перейдут в эти катакомбы. Я верю в то, что был такой ход. А вот после войны это замечательное сооружение не использовалось никак. Последний раз катакомбы упоминал мэр Скрынников, который просил показать ему, где находится засыпанный штаб Второго фронта, обещал его отрыть и сделать музей».

Сейчас катакомбы присыпают сверху землей. Дело в том, что сотрудники дворца сразу же сообщают о появившемся провале, когда земля обрушивается вниз — и его быстро засыпают землей.

«Легендарный дом с совой полностью выгорел изнутри»

Война повлияла и на те дома, в которые не попали бомбы. Так, легендарному дому с совой на улице Алексеевского годы Великой Отечественной заметно повредили. Здание еще в 1913 году построил для своей семьи архитектор Михаил Замятнин.

Хозяева квартир разрешают нам войти в подъезд, и мы видим массивную лестницу с широкими перилами и витиеватой решеткой. Ступеньки выложили уже современной плиткой, а вот на полу площадок сохранилась старинная мелкая плитка, выложенная ромбовидными узорами. Диссонанс вызывает то, что на площадках вверху около необычных барельефов проходят провода Интернета.

Хорошо известная воронежцам сова.

Хорошо известная воронежцам сова.

Старый дом изнутри выглядит идеально — с такой красотой не сравнится ни одна современная многоэтажка бизнес-класса. На площадке между вторым и третьим этажом сейчас аккуратная глухая стена.

«Здесь был витраж из венецианского стекла. Вот здесь и уместно сказать «ах, война, что же ты, подлая, сделала», — рассказывает краевед. — От витража и следа не осталось — дом полностью выгорел изнутри. На каждом повороте лестницы стояла античная скульптура — это был хорошо освещенный зимний сад. Дом был так спроектирован специально, чтобы на этой лестнице было всегда светло».

Дом с совой хорошо сохранился.

Дом с совой хорошо сохранился.

Еще одно свидетельство войны можно найти на первом этаже прямо перед входом. Бетонный участок, сорвавший историческую плитку. Оказывается, после войны жить было негде, поэтому люди заселили подвал особняка, а в подъезд выставили печное отопление, чтобы не задохнуться внизу.

«Война пошла на пользу городу»

Поверить сложно, что прошедшая война нанесла не только урон легендарным архитектурным постройкам, но и помогла улучшить облик города. Мы пришли на участок улицы Карла Маркса около аллеи с новым памятником Сергею Есенину.

«Можно найти в нашем городе места, про которые уверенно можно сказать: здесь военные разрушения пошли на пользу городу, — заявляет Ольга Рудева. — Во-первых, это площадь Черняховского перед вокзалом. До войны её вообще не было — там был лабиринтик из малоэтажной и не очень ценной застройки. Кто знает, когда бы произошли изменения, если бы не было войны. После боев все снесли и размашисто архитекторы расположили дома, прорезав улицу Мира и выход на Степана Разина. Осознайте, насколько это красиво!».

Кольцовский сквер стал значительно больше.

Кольцовский сквер стал значительно больше.

Краевед поясняет, что такая же ситуация была в нынешнем центре города. Например, улица Алексеевского была тупиком, который никуда не выходил. Домики стояли плотными рядами — не было между ними пространства.

«Кольцовский сквер был значительно уже и меньше, — поясняет краевед. — А после войны Троицкий принял решение расширить Кольцовский сквер, линию домов значительно сместить, прорубить новую улицу Кардашова и вывести её на бульвар. Как это придало воздуха центру города. Архитекторы послевоенной поры просто грандиозные мастера. Когда смотришь на их здания, то понимаешь, что у них не было ни одной градостроительной ошибки».

«Немецкое кладбище в Кольцовском сквере Воронежа»

До войны в узком и маленьком сквере располагался «фонтан с лягушками» — копия культового Сталинградского фонтана. Сама улица вдоль зеленой зоны практически не огибала её, а плавно переходила в Большую Дворянскую (нынешний проспект Революции). Получается, что на месте привычных нам тротуаров и дороги со стороны «Спартака» стояли рядами дома.

Ольга Рудева достает старую фотографию, на которой видно прекрасное здание.

«Это лучший воронежский дом, который стоял в районе кафе «Место», — поясняет краевед. — Строил его Михаил Замятнин. Это был доходный дом купца Петрова. Сверху там было огромное кафельное эмалированное панно, изображающее поход Петра I на Азов. Этот дом я считаю главной утратой военного времени. Он был поврежден, но ушел из-за решения расширить пространство. Это было сложный выбор».

доходный дом купца Петрова.

Доходный дом купца Петрова.

По словам краеведа, сам кинотеатр «Спартак» построили еще до войны. Кусочек земли был маленький, поэтому его поставили в глубине квартала, чтобы сэкономить место. К нему вела длинная колоннада.

Экскурсовод извлекает из папки следующую старую фотографию. На ней мы видим Кольцовский сквер в самом необычном варианте — всю территорию небольшой зеленой зоны занимают могильные кресты. Дело в том, что во время войны немцы устроили здесь офицерское кладбище.

«На снимке 1943-й год — сразу же после освобождения. Но мы по кладбищу здесь сейчас не ходим, — успокоила горожан Ольга Рудева. — После войны всех перезахоронили».

Кладбище в Кольцовском сквере.

Кладбище в Кольцовском сквере.

Завершилась экскурсия около главного корпуса ВГУ. До войны здесь стоял Митрофановский монастырь. Здание стояло на холме, поэтому во время перестрелок между берегами сильно пострадало. Но оно не было разбомблено до основания.

«Когда говорят, что Воронеж разрушила Красная армия, то в этом есть доля правды, — поясняет Ольга Рудева. — Наши солдаты отстояли Левый берег — у них был приказ выбивать отсюда врага. Из-за этого пострадала 75-метровая колокольня монастыря».

После войны на месте монастыря хотели сделать мемориальный комплекс. В последние годы много говорят, что подвиг Воронежа равен Сталинграду, но нам не дали звание города-героя. Архитекторы разработали памятный комплекс, но потом по велению высшего руководства решили возводить здесь ВГУ. Спроектировали быстро здание — почти такое же, как корпуса МГУ на Ленинских горах. Готовились построить высокую доминанту для города.

Таким мог быть мемориальный комплекс на месте корпуса ВГУ.

Таким мог быть мемориальный комплекс на месте корпуса ВГУ.

«Но к нам в то время приехал Хрущев, который увидел башню ЮВЖД. Возмутился, что это за колокольня такая, — рассказала ольга Рудева. — Он вернулся домой — и на этой же неделе вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами. Поэтому Воронеж — родина борьбы с архитектурными излишествами».

Материал подготовлен в рамках реализации гранта «Гильдии аналитических журналистов».

Наверх