16:59 20 октября 2022

Сергей Лукин: В ходе реформы необходимо обеспечить должный уровень контроля при снижении административной нагрузки на бизнес

Сенатор от Воронежской области принял участие в пленарном заседании Совета Федерации, состоявшемся 19 октября в Москве

Сергей Лукин.

Сергей Лукин.

Автор: редакция. Фото: сенатора.

Одним из основных вопросов стало рассмотрение в рамках «правительственного часа» результатов работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. С докладом перед сенаторами выступил заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.

«В послании Федеральному Собранию, прозвучавшем в 2019 году, Президент России Владимир Путин поставил задачу за два года обновить нормативную базу, регулирующую деятельность контролирующих органов, сделать ее более прозрачной и эффективной. Сегодня на площадке Совета Федерации мы обсудили промежуточные итоги работы, которая ведется Правительством России в тесном взаимодействии с Парламентом и бизнес-сообществом», — отметил в своем комментарии Сергей Лукин.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко проинформировал сенаторов о том, как реализуются цели реформы контрольно-надзорной деятельности, среди которых – совершенствование норм и правил, определяющих работу контрольно-надзорных органов, обеспечение единых подходов к системе проверки, а также их корректировка на основе обратной связи.

Два важных федеральных закона, которые можно назвать базовыми для осуществления реформы, вступили в действие около года назад. Это получивший широкую известность Закон о «регуляторной гильотине», устраняющий значительное количество избыточных и устаревших норм, а также Закон о государственном контроле, согласно которому начал применяться риск-ориентированный подход при осуществлении надзорной деятельности. То есть частота проведения проверок теперь напрямую зависит от категории риска, к которой отнесен объект контроля. Также этим документом была введена такая форма работы, как досудебное обжалование контрольно-надзорной деятельности, позволяющее оперативно высказать несогласие с теми или иными действиями контролера, не обращаясь в суд, и урегулировать ситуацию с наименьшими издержками.

По мнению Сергея Лукина, внедрение новой модели контроля уже позволило заметно снизить административную нагрузку на бизнес.

В частности, появился единый стандарт процедур проверки, а количество видов контроля сократилось, как сообщил Дмитрий Григоренко, с 250 до 140.

Также, согласно данным Министерства экономического развития РФ, наблюдается устойчивая динамика уменьшения количества проверок бизнеса. Если в первой половине 2021 года было проведено более 600 тысяч проверок, то во второй половине прошлого года, после вступления в силу Закона о государственном контроле, порядка 260 тысяч. А за 9,5 месяцев нынешнего года – всего около 270 тысяч. При этом около 70% проверок проводится на федеральном уровне, менее 30% на региональном и порядка 2% – на муниципальном уровне.

Сергей Лукин подчеркнул, что Воронежская область активно участвует в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности. Не случайно именно в Воронеже в апреле текущего года Совет Федерации провел выездное расширенное совещание профильного комитета, в ходе которого был рассмотрен позитивный региональный опыт.

Так, в Воронежской области создана необходимая правовая база, региональными и муниципальными контрольными и надзорными органами региона приняты положения по 28 видам регионального государственного и по 7 видам муниципального контроля (всего 905 положений), а также программы профилактики рисков причинения вреда и нанесения ущерба охраняемым законом ценностям.

На федеральном уровне большое внимание уделяется цифровизации процедур контроля – и в нашем регионе уже обеспечена регистрация всех контрольно-надзорных органов в информационных системах, предусмотренных федеральным законодательством, а инспектора обучены работе в них. В подсистеме «Досудебное обжалование» на сегодняшний день в Воронежской области зарегистрировано 16 региональных контрольно-надзорных органов, а также 3 «пилотных» муниципальных образования: города Воронеж, Россошь и Новохоперский муниципальный район.

Действенной временной мерой снижения административной нагрузки на бизнес, по мнению Сергея Лукина, стал введенный Правительством РФ в марте 2022 запрет до конца года на проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий и ограничения на проведение внеплановых проверок.

Сенатор сообщил, что Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий продлен на 2023 год. Этот документ был подготовлен в рамках исполнения поручения Президента, данного в ходе XXV Петербургского международного экономического форума.

Из текста постановления следует, что в 2023 году не будут проводиться плановые проверки в отношении предприятий и организаций, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также объекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

Кроме того, в 2023 году не будут проводиться плановые контрольные и надзорные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Постановление дает возможность представителям бизнеса, в отношении которых планируется проверка, обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное его отличие от проверок в том, что по результатам такого мероприятия даются рекомендации по устранению нарушений, но не предусмотрены штрафы и другие меры наказания.

Сергей Лукин добавил, что эта практика активно используется в текущем году в условиях моратория на плановые и внеплановые проверки. С начала года их доля в общем количестве контрольных мероприятий на территории России составила 80%, в то время как в аналогичном периоде прошлого года этот показатель приближался к 5%.

При этом, уточнил сенатор, в Воронежской области в рамках моратория на проверки на текущий момент проведено 1201 контрольное мероприятие и 8335 профилактических, то есть доля профилактических мероприятий в регионе превышает 87%.

«В проводимую реформу контрольной деятельности заложена идея приоритета профилактики перед надзорными мероприятиями. При этом акцентируется внимание на том, что именно профилактика должна стать ключевым инструментом взаимодействия контролирующих органов с бизнесом, поскольку основной целью контроля является не наказание, а предотвращение нарушений обязательных требований», — заявил Сергей Лукин.

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Григоренко обозначил задачи на будущее, отметив, что дальнейшее развитие и совершенствование получит применение риск-ориентированного подхода, профилактических мероприятий, системы обратной связи на базе цифровизации.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности с целью дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес будет продолжено. При этом очень важно обеспечить должный уровень контроля. Уверен, что  конструктивный обмен мнениями, состоявшийся в ходе «правительственного часа», будет способствовать высокому качеству принимаемых решений и поможет достичь сбалансированного подхода», – подчеркнул сенатор Сергей Лукин.

Ольга Вороновская. 

16:59
20 октября 2022

Сергей Лукин: В ходе реформы необходимо обеспечить должный уровень контроля при снижении административной нагрузки на бизнес

Сенатор от Воронежской области принял участие в пленарном заседании Совета Федерации, состоявшемся 19 октября в Москве

Сергей Лукин.

Сергей Лукин.

Автор: редакция. Фото: сенатора.

Одним из основных вопросов стало рассмотрение в рамках «правительственного часа» результатов работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. С докладом перед сенаторами выступил заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.

«В послании Федеральному Собранию, прозвучавшем в 2019 году, Президент России Владимир Путин поставил задачу за два года обновить нормативную базу, регулирующую деятельность контролирующих органов, сделать ее более прозрачной и эффективной. Сегодня на площадке Совета Федерации мы обсудили промежуточные итоги работы, которая ведется Правительством России в тесном взаимодействии с Парламентом и бизнес-сообществом», — отметил в своем комментарии Сергей Лукин.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко проинформировал сенаторов о том, как реализуются цели реформы контрольно-надзорной деятельности, среди которых – совершенствование норм и правил, определяющих работу контрольно-надзорных органов, обеспечение единых подходов к системе проверки, а также их корректировка на основе обратной связи.

Два важных федеральных закона, которые можно назвать базовыми для осуществления реформы, вступили в действие около года назад. Это получивший широкую известность Закон о «регуляторной гильотине», устраняющий значительное количество избыточных и устаревших норм, а также Закон о государственном контроле, согласно которому начал применяться риск-ориентированный подход при осуществлении надзорной деятельности. То есть частота проведения проверок теперь напрямую зависит от категории риска, к которой отнесен объект контроля. Также этим документом была введена такая форма работы, как досудебное обжалование контрольно-надзорной деятельности, позволяющее оперативно высказать несогласие с теми или иными действиями контролера, не обращаясь в суд, и урегулировать ситуацию с наименьшими издержками.

По мнению Сергея Лукина, внедрение новой модели контроля уже позволило заметно снизить административную нагрузку на бизнес.

В частности, появился единый стандарт процедур проверки, а количество видов контроля сократилось, как сообщил Дмитрий Григоренко, с 250 до 140.

Также, согласно данным Министерства экономического развития РФ, наблюдается устойчивая динамика уменьшения количества проверок бизнеса. Если в первой половине 2021 года было проведено более 600 тысяч проверок, то во второй половине прошлого года, после вступления в силу Закона о государственном контроле, порядка 260 тысяч. А за 9,5 месяцев нынешнего года – всего около 270 тысяч. При этом около 70% проверок проводится на федеральном уровне, менее 30% на региональном и порядка 2% – на муниципальном уровне.

Сергей Лукин подчеркнул, что Воронежская область активно участвует в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности. Не случайно именно в Воронеже в апреле текущего года Совет Федерации провел выездное расширенное совещание профильного комитета, в ходе которого был рассмотрен позитивный региональный опыт.

Так, в Воронежской области создана необходимая правовая база, региональными и муниципальными контрольными и надзорными органами региона приняты положения по 28 видам регионального государственного и по 7 видам муниципального контроля (всего 905 положений), а также программы профилактики рисков причинения вреда и нанесения ущерба охраняемым законом ценностям.

На федеральном уровне большое внимание уделяется цифровизации процедур контроля – и в нашем регионе уже обеспечена регистрация всех контрольно-надзорных органов в информационных системах, предусмотренных федеральным законодательством, а инспектора обучены работе в них. В подсистеме «Досудебное обжалование» на сегодняшний день в Воронежской области зарегистрировано 16 региональных контрольно-надзорных органов, а также 3 «пилотных» муниципальных образования: города Воронеж, Россошь и Новохоперский муниципальный район.

Действенной временной мерой снижения административной нагрузки на бизнес, по мнению Сергея Лукина, стал введенный Правительством РФ в марте 2022 запрет до конца года на проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий и ограничения на проведение внеплановых проверок.

Сенатор сообщил, что Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий продлен на 2023 год. Этот документ был подготовлен в рамках исполнения поручения Президента, данного в ходе XXV Петербургского международного экономического форума.

Из текста постановления следует, что в 2023 году не будут проводиться плановые проверки в отношении предприятий и организаций, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также объекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

Кроме того, в 2023 году не будут проводиться плановые контрольные и надзорные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Постановление дает возможность представителям бизнеса, в отношении которых планируется проверка, обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное его отличие от проверок в том, что по результатам такого мероприятия даются рекомендации по устранению нарушений, но не предусмотрены штрафы и другие меры наказания.

Сергей Лукин добавил, что эта практика активно используется в текущем году в условиях моратория на плановые и внеплановые проверки. С начала года их доля в общем количестве контрольных мероприятий на территории России составила 80%, в то время как в аналогичном периоде прошлого года этот показатель приближался к 5%.

При этом, уточнил сенатор, в Воронежской области в рамках моратория на проверки на текущий момент проведено 1201 контрольное мероприятие и 8335 профилактических, то есть доля профилактических мероприятий в регионе превышает 87%.

«В проводимую реформу контрольной деятельности заложена идея приоритета профилактики перед надзорными мероприятиями. При этом акцентируется внимание на том, что именно профилактика должна стать ключевым инструментом взаимодействия контролирующих органов с бизнесом, поскольку основной целью контроля является не наказание, а предотвращение нарушений обязательных требований», — заявил Сергей Лукин.

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Григоренко обозначил задачи на будущее, отметив, что дальнейшее развитие и совершенствование получит применение риск-ориентированного подхода, профилактических мероприятий, системы обратной связи на базе цифровизации.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности с целью дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес будет продолжено. При этом очень важно обеспечить должный уровень контроля. Уверен, что  конструктивный обмен мнениями, состоявшийся в ходе «правительственного часа», будет способствовать высокому качеству принимаемых решений и поможет достичь сбалансированного подхода», – подчеркнул сенатор Сергей Лукин.

Ольга Вороновская. 

Наверх