ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

14:05 14 ноября 2016

«В Воронеже нужно построить два десятка школ, чтобы уйти от нехватки мест и работы в две смены»

На вопросы «Новости Воронежа» ответила председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения городской Думы Марина Бочарова

Марина Бочарова.

Марина Бочарова.

Автор: Виктор Субботин. Фото: предоставлены горДумой.

«Главное в школе — это творческий, умный, любящий детей и свою работу коллектив учителей-профессионалов»

Марина Викторовна, на протяжении последних трех лет вы работаете директором гимназии имени академика Н. Г. Басова при ВГУ. Знаете и чувствуете школу изнутри. Что такое в вашем понимании современная школа? Что в ней должно быть, а от чего нужно срочно избавляться?

Современная школа — это дом, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство. Здесь взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами. При этом они — равноправные участники воспитательно-образовательного процесса.

Ребенок в современной школе чувствует себя уютно и комфортно, он ощущает себя успешным человеком, независимо от полученных отметок. Ведь именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая, возможно, откроет перед ним двери в дальнейшую жизнь.

В то же время современная школа должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, но и создавать условия для их проявления и развития. Главное — не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их её добывать, перерабатывать, хранить и представлять.

Школа — это ведь не только люди, но и инфраструктура. Как с этим обстоит дело?

Нужны современные здания, компьютеры, высокоскоростной интернет, библиотека, оснащённый необходимым спортзал, бассейн, здоровое питание, комфортная столовая и многое другое.

В современной школе должны быть все условия для внеурочной работы – занятий различных кружков и секций. Будет замечательно, если, учитывая занятость современных родителей, дети будут иметь возможность заниматься на факультативных занятиях или в секциях школы.  

Гимназия имени Басова при ВГУ.

Гимназия имени Басова при ВГУ.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь.

Конечно же, современная школа – это не только красивое здание и  учебные предметы, это лица, характеры, личности  учеников, поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы  ни строили, в центре всегда будет ребенок – наш ученик. Все для него и ради него: новые технологии и профильные классы, творческие кружки  и спортивные секции.

Насколько в школе сейчас уживаются традиции и веяния современности?

Я убеждена, что, создавая новое, мы ни в коем случае не должны отказываться от старого. Поэтому в современной школе нужно сохранить все лучшее, что есть в ней сегодня: ежегодные праздники, конкурсы, фестивали, спартакиады, а также взаимопонимание, доброта, искренность в отношениях между взрослыми и детьми, их желание совершенствоваться и творить.

Далеко не все в такой школе зависит от компьютера, ведь компьютер — только средство. Главное все-таки — творческий, умный, любящий детей и свою работу коллектив учителей-профессионалов, так как без современного учителя, подвижника своего дела, преданного своей профессии человека, не может быть современной школы.

Уверена, что будущее нашей страны зависит от учителя, от того, какую жизненную позицию сформирует он у своих учеников, насколько поможет раскрыть их творческий потенциал.

«В Воронеже необходимо создать более 22 тысяч мест в школах»

Марина Викторовна, насколько успешно в городе решается вопрос нехватки мест в школах? Какими способами этот вопрос можно полностью закрыть?

Вопрос обеспечения местами в общеобразовательных школах — очень острый. И если в детских садах напряжённость удалось снять, то здесь проблема только нарастает.

На 1 сентября 2016 года в Воронеже действуют 118 общеобразовательных учреждений на 81 275 мест. При том, что количество детей, обучающихся в школах, составляет 92 573 человека. Таким образом, в настоящее время дефицит мест в средних учебных заведениях составляет 11 298 мест.

Школы оборудуют современной техникой.

Школы оборудуют современной техникой.

При этом стоит подчеркнуть, что 55 учебных заведений работают в две смены.

К 2020 году в нашем городе ожидается прирост детей в возрасте 6-18 лет в количестве 13 733 человек. Чтобы избежать дефицита мест в общеобразовательные учреждения и уйти от работы школ в две — три смены, необходимо к указанному сроку создать для учащихся 22 322 места. А это два десятка школ.

Какие-то работы уже идут в этом направлении?

В 2014 году по поручению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева создали рабочую группу. В неё вошли представители администрации города и депутаты городского парламента. Цель — разработка предложений по внесению изменений в программу «Развития общего и дополнительного образования» и в рамках муниципальной целевой программы «Развитие образования городского округа город Воронеж».

В предложения включены объекты, уже вошедшие в программу и те, необходимость строительства которых обусловлена интенсивностью жилищной застройки в развивающихся микрорайонах города.

В ней говорится о 13 школах на 15 341 мест, начальной школе на 550 человек, четырех начальных школах-детских садах на 2 тысячи мест и девяти пристройках к школах на 2,7 тысячи мест.

Реализация программы в итоге должна привести к ликвидации дефицита мест в общеобразовательных учреждениях. Особенно в районах интенсивной жилой застройки. Тогда начнется постепенный переход к обучению в одну смену и снижение количества школ, здания которых требуют ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Что уже было сделано в этом направлении в текущем и прошлом году?

В 2015 и 2016 ввели в эксплуатацию школу на 500 мест в микрорайоне Репное,  школу на 825 мест на Московском проспекте, а также проведен капитальный ремонт 62 муниципальных учреждений общего и дополнительного образования.

В каких школах уже не будет второй смены

Марина Викторовна, все воронежские школы когда-нибудь переведут на работу в первую смену? Сейчас какое количество таких образовательных учреждений?

Благодаря проекту «Миллионному городу – современные школы» на сегодняшний день определены места, где необходимо быстрое решение проблемы дефицита мест в школах. Появление дополнительных мест в учреждениях общего образования также поможет уйти от практики второй смены. Дети должны иметь возможность получать качественное образование в шаговой доступности и располагать временем во второй половине дня для посещений уроков дополнительного образования.

Второй смены больше не будет в школах №74 на улице Переверткина, №76 на 9 Января, №81 на улице Заполярной, №24 на улице генерала Лохматикова, №71 на улице Богдана Хмельницкого, лицее №15 на Циолковского, а также в гимназиях №5 на улице Полина Осипенко и №10 на улице Хользунова, 70.

Каким образом удается добиться того, чтобы школа работала в одну смену?

Переход на односменный режим работы осуществляется за счет более рационального использования помещений общеобразовательных учреждений. Например,  музеев и учительских. Если последних в школах было две, то оставляют одну. Также другие площади, ранее не используемые в учебном процессе, переоборудуют в учебные классы. В школах ведутся ремонтные работы, закупается необходимое оборудование.

Изменения в образовательном процессе восьми школ начнутся уже в этом году после завершения ремонтных работ. В будущем на такую систему обучения перейдут все городские школы.

«Важно сохранять преемственность в образоваении»

Марина Викторовна, расскажите пожалуйста, что из себя представляют объекты «начальная школа – детский сад»? В чем их отличие?

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым условиям, знакомится со сверстниками. Ему трудно осмыслить свое новое положение.

Сейчас довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и дошкольными учреждениями. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии.

Поэтому появилась необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до школьного обучения.

«Впечатления от объединения 40-й школы и гимназии Басова только положительные»

Марина Викторовна, вы — председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения горДумы. Расскажите о вашей работе.

Поскольку вся моя трудовая деятельность связана с системой образования, мне хорошо знакомы проблемы в этой сфере, особенности работы с молодежью.

На заседании горДумы.

На заседании горДумы.

Сегодня в сфере образования происходят существенные изменения. Перед нами поставлены конкретные цели: повышение качества образования, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, совершенствование системы работы с одаренными детьми и, конечно, увеличение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений.

Повышение качества образования происходит и за счет развития инфраструктуры школ – это и строительство пришкольных спортивных стадионов, модернизация школьных столовых, приобретение нового оборудования.

Значимая часть вопросов на заседаниях комиссии связана с разработкой бюджета городского округа и корректировкой основных его показателей по итогам текущего года. С передачей в оперативное управление муниципального имущества учреждениям образования, с реорганизацией дошкольных образовательных учреждений и учреждений культуры, созданием новых учреждений дошкольного и общего образования.

В комиссию часто поступают обращения, связанные с такими вопросами, как порядок получения и использования федерального и регионального материнского капитала, различных выплат при рождении или усыновлении ребенка, льготах для многодетных семей и по другим вопросам.

Важным направлением работы комиссии является рассмотрение обращений, предложений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к ведению комиссии, по которым приняты решения и даны ответы.

Ваши впечатления по итогам первой четверти после объединения школы №40 и гимназии им. Басова, где вы работаете директором?

Когда видишь улыбающиеся лица детей, родителей и учителей, понимаешь, что мы двигаемся и развиваемся в правильном направлении. Есть определенные проблемы, которые подлежат решению, но это рабочие моменты. Впечатления только положительные.

14:05
14 ноября 2016

«В Воронеже нужно построить два десятка школ, чтобы уйти от нехватки мест и работы в две смены»

На вопросы «Новости Воронежа» ответила председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения городской Думы Марина Бочарова

Марина Бочарова.

Марина Бочарова.

Автор: Виктор Субботин. Фото: предоставлены горДумой.

«Главное в школе — это творческий, умный, любящий детей и свою работу коллектив учителей-профессионалов»

Марина Викторовна, на протяжении последних трех лет вы работаете директором гимназии имени академика Н. Г. Басова при ВГУ. Знаете и чувствуете школу изнутри. Что такое в вашем понимании современная школа? Что в ней должно быть, а от чего нужно срочно избавляться?

Современная школа — это дом, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство. Здесь взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами. При этом они — равноправные участники воспитательно-образовательного процесса.

Ребенок в современной школе чувствует себя уютно и комфортно, он ощущает себя успешным человеком, независимо от полученных отметок. Ведь именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая, возможно, откроет перед ним двери в дальнейшую жизнь.

В то же время современная школа должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, но и создавать условия для их проявления и развития. Главное — не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их её добывать, перерабатывать, хранить и представлять.

Школа — это ведь не только люди, но и инфраструктура. Как с этим обстоит дело?

Нужны современные здания, компьютеры, высокоскоростной интернет, библиотека, оснащённый необходимым спортзал, бассейн, здоровое питание, комфортная столовая и многое другое.

В современной школе должны быть все условия для внеурочной работы – занятий различных кружков и секций. Будет замечательно, если, учитывая занятость современных родителей, дети будут иметь возможность заниматься на факультативных занятиях или в секциях школы.  

Гимназия имени Басова при ВГУ.

Гимназия имени Басова при ВГУ.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь.

Конечно же, современная школа – это не только красивое здание и  учебные предметы, это лица, характеры, личности  учеников, поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы  ни строили, в центре всегда будет ребенок – наш ученик. Все для него и ради него: новые технологии и профильные классы, творческие кружки  и спортивные секции.

Насколько в школе сейчас уживаются традиции и веяния современности?

Я убеждена, что, создавая новое, мы ни в коем случае не должны отказываться от старого. Поэтому в современной школе нужно сохранить все лучшее, что есть в ней сегодня: ежегодные праздники, конкурсы, фестивали, спартакиады, а также взаимопонимание, доброта, искренность в отношениях между взрослыми и детьми, их желание совершенствоваться и творить.

Далеко не все в такой школе зависит от компьютера, ведь компьютер — только средство. Главное все-таки — творческий, умный, любящий детей и свою работу коллектив учителей-профессионалов, так как без современного учителя, подвижника своего дела, преданного своей профессии человека, не может быть современной школы.

Уверена, что будущее нашей страны зависит от учителя, от того, какую жизненную позицию сформирует он у своих учеников, насколько поможет раскрыть их творческий потенциал.

«В Воронеже необходимо создать более 22 тысяч мест в школах»

Марина Викторовна, насколько успешно в городе решается вопрос нехватки мест в школах? Какими способами этот вопрос можно полностью закрыть?

Вопрос обеспечения местами в общеобразовательных школах — очень острый. И если в детских садах напряжённость удалось снять, то здесь проблема только нарастает.

На 1 сентября 2016 года в Воронеже действуют 118 общеобразовательных учреждений на 81 275 мест. При том, что количество детей, обучающихся в школах, составляет 92 573 человека. Таким образом, в настоящее время дефицит мест в средних учебных заведениях составляет 11 298 мест.

Школы оборудуют современной техникой.

Школы оборудуют современной техникой.

При этом стоит подчеркнуть, что 55 учебных заведений работают в две смены.

К 2020 году в нашем городе ожидается прирост детей в возрасте 6-18 лет в количестве 13 733 человек. Чтобы избежать дефицита мест в общеобразовательные учреждения и уйти от работы школ в две — три смены, необходимо к указанному сроку создать для учащихся 22 322 места. А это два десятка школ.

Какие-то работы уже идут в этом направлении?

В 2014 году по поручению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева создали рабочую группу. В неё вошли представители администрации города и депутаты городского парламента. Цель — разработка предложений по внесению изменений в программу «Развития общего и дополнительного образования» и в рамках муниципальной целевой программы «Развитие образования городского округа город Воронеж».

В предложения включены объекты, уже вошедшие в программу и те, необходимость строительства которых обусловлена интенсивностью жилищной застройки в развивающихся микрорайонах города.

В ней говорится о 13 школах на 15 341 мест, начальной школе на 550 человек, четырех начальных школах-детских садах на 2 тысячи мест и девяти пристройках к школах на 2,7 тысячи мест.

Реализация программы в итоге должна привести к ликвидации дефицита мест в общеобразовательных учреждениях. Особенно в районах интенсивной жилой застройки. Тогда начнется постепенный переход к обучению в одну смену и снижение количества школ, здания которых требуют ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Что уже было сделано в этом направлении в текущем и прошлом году?

В 2015 и 2016 ввели в эксплуатацию школу на 500 мест в микрорайоне Репное,  школу на 825 мест на Московском проспекте, а также проведен капитальный ремонт 62 муниципальных учреждений общего и дополнительного образования.

В каких школах уже не будет второй смены

Марина Викторовна, все воронежские школы когда-нибудь переведут на работу в первую смену? Сейчас какое количество таких образовательных учреждений?

Благодаря проекту «Миллионному городу – современные школы» на сегодняшний день определены места, где необходимо быстрое решение проблемы дефицита мест в школах. Появление дополнительных мест в учреждениях общего образования также поможет уйти от практики второй смены. Дети должны иметь возможность получать качественное образование в шаговой доступности и располагать временем во второй половине дня для посещений уроков дополнительного образования.

Второй смены больше не будет в школах №74 на улице Переверткина, №76 на 9 Января, №81 на улице Заполярной, №24 на улице генерала Лохматикова, №71 на улице Богдана Хмельницкого, лицее №15 на Циолковского, а также в гимназиях №5 на улице Полина Осипенко и №10 на улице Хользунова, 70.

Каким образом удается добиться того, чтобы школа работала в одну смену?

Переход на односменный режим работы осуществляется за счет более рационального использования помещений общеобразовательных учреждений. Например,  музеев и учительских. Если последних в школах было две, то оставляют одну. Также другие площади, ранее не используемые в учебном процессе, переоборудуют в учебные классы. В школах ведутся ремонтные работы, закупается необходимое оборудование.

Изменения в образовательном процессе восьми школ начнутся уже в этом году после завершения ремонтных работ. В будущем на такую систему обучения перейдут все городские школы.

«Важно сохранять преемственность в образоваении»

Марина Викторовна, расскажите пожалуйста, что из себя представляют объекты «начальная школа – детский сад»? В чем их отличие?

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым условиям, знакомится со сверстниками. Ему трудно осмыслить свое новое положение.

Сейчас довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и дошкольными учреждениями. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии.

Поэтому появилась необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до школьного обучения.

«Впечатления от объединения 40-й школы и гимназии Басова только положительные»

Марина Викторовна, вы — председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения горДумы. Расскажите о вашей работе.

Поскольку вся моя трудовая деятельность связана с системой образования, мне хорошо знакомы проблемы в этой сфере, особенности работы с молодежью.

На заседании горДумы.

На заседании горДумы.

Сегодня в сфере образования происходят существенные изменения. Перед нами поставлены конкретные цели: повышение качества образования, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, совершенствование системы работы с одаренными детьми и, конечно, увеличение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений.

Повышение качества образования происходит и за счет развития инфраструктуры школ – это и строительство пришкольных спортивных стадионов, модернизация школьных столовых, приобретение нового оборудования.

Значимая часть вопросов на заседаниях комиссии связана с разработкой бюджета городского округа и корректировкой основных его показателей по итогам текущего года. С передачей в оперативное управление муниципального имущества учреждениям образования, с реорганизацией дошкольных образовательных учреждений и учреждений культуры, созданием новых учреждений дошкольного и общего образования.

В комиссию часто поступают обращения, связанные с такими вопросами, как порядок получения и использования федерального и регионального материнского капитала, различных выплат при рождении или усыновлении ребенка, льготах для многодетных семей и по другим вопросам.

Важным направлением работы комиссии является рассмотрение обращений, предложений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к ведению комиссии, по которым приняты решения и даны ответы.

Ваши впечатления по итогам первой четверти после объединения школы №40 и гимназии им. Басова, где вы работаете директором?

Когда видишь улыбающиеся лица детей, родителей и учителей, понимаешь, что мы двигаемся и развиваемся в правильном направлении. Есть определенные проблемы, которые подлежат решению, но это рабочие моменты. Впечатления только положительные.

Наверх