Как в Новохоперском районе находят курганные могильники «возрастом» 3,5 тысячи лет

Археологические исследования в Новохопёрском районе финансируются УГМК

Середина июля. Раннее утро. Посреди огромного поля пробирается бульдозер на гусеницах. Он аккуратно счищает верхний слой земли. Работу техники тщательно контролируют сразу несколько человек.

Слева от экскаватора, в траншее, на земле сидят молодые люди, которые аккуратно откапывают и очищают от земли скелеты.

«Мы находимся в Новохоперском районе Воронежской области, недалеко от села Елань-Колено, рядом с бывшим поселком Ёлка, — рассказывает доктор исторических наук и завкафедрой археологии и истории древнего мира исторического факультета ВГУ Александр Медведев. — Это правый берег реки Елань, где мы обнаружили за последние 5 лет большое количество памятников археологии. Прежде всего, курганов. Часть из них уже занесена на карту».

По словам профессора, этот курганный могильник у археологов получил «кодовое название» «Ёлка-5». Он представляет собой целое поле древних захоронений, сделанных больше трех тысяч лет назад — они идут почти непрерывной чередой.

Около месторождений никеля уже пятый год ищут древние курганы

Курганы здесь исследуют не случайно. Археологи ООО НПЦ «Древности» вместе со специалистами из ВГУ начали охранно-спасательные работы еще 5 лет назад, когда стало известно о геологоразведке в этом районе месторождений медно-никелевых руд.

IMG_7602

Археологи ведут работы на кургане

Дело в том, что к возможной добыче никеля и геологоразведке законом установлены очень строгие критерии. Начать работы там будет нельзя, пока землю не обследуют археологи. Ведь в ходе земляных или хозяйственных работ объекты наследия древних народов могут быть разрушены. Поэтому-то специалисты год за годом исследуют новохоперские курганы.

Читайте также> В Новохопёрском районе не произошло изменений растительности, почвы и воды за время геологоразведки УГМК

Проводимые работы финансируются структурами Уральской горно-металлургической компании. Для исполнения действующего законодательства УГМК необходимо провести исследования лишь на той территории, где возможно строительство будущего предприятия в случае положительного решения о дальнейшем освоении медно-никелевых месторождений. В границы проведения геологоразведочных работ попал, так называемый участок «Ёлка-1» — он уже давно обследован археологами, на него получены все необходимые разрешения. В настоящее время работы ведутся на всей площади лицензионных участков, с тем, чтобы продолжить изучение истории региона.

20170420_PK_07745

Руководитель Обособленного структурного подразделения в г. Воронеже ООО ММСК, профессор Александр Плаксенко

По словам руководителя обособленного структурного подразделения ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (входит в УГМК) в Воронеже Александра Плаксенко, за весь период работ, начиная с 2013 года ООО ММСК перевели на эти работы 29 млн 350 тысяч рублей, еще 8 млн должны перечислить в этом году.

Читайте также> История изучения никеленосности в нашем регионе: кто, как и когда нашел залежи руды в Воронежской области

В курганах захоронены скотоводы, жившие здесь 3,5 тысячи лет назад

В археологической группе профессора Александра Медведева около 30 человек. Большинство — студенты и выпускники истфака ВГУ.

IMG_7596

Ученые раскапывают курган.

«Сейчас мы с вами видим раскопанный несколько дней назад курган, который датируется серединой второго тысячелетия до нашей эры — эпохой поздней бронзы, — рассказывает Александр Медведев. — Курган представляет из себя настоящее семейное кладбище небольшой группы скотоводов, которые жили в этом благодатном крае 3,5 тысячи лет назад».

МедведевДоктор исторических наук и завкафедрой археологии и истории древнего мира исторического факультета ВГУ Александр Медведев

Ученый показывает разрытые небольшие округлые ямы, в которых виднеются скелеты. Есть захоронения взрослых, но много и детских — в те времена многие не доживали даже до подросткового возраста. По словам археолога, это типичный курган срубной культуры. Все погребения здесь расположены по дуге. А все скелеты лежат головой на северо-восток.

IMG_7608

Курганное захоронение.

«У них был стандартный обряд погребения — все лежат всегда на левом боку в позе эмбриона, руки перед лицом, и перед ними всегда стоят один-два или три горшка, — поясняет Александр Медведев. — Эти люди верили, что не умирают навсегда, а уходят в иной мир. А раз они уходят, то им нужно на переходе чем-то питаться. Исследования показали, что в один горшок обычно наливали воду, а во второй — бульон. У некоторых погребенных женщин встречаются украшения из бронзы: серьги, браслеты. Это бронзовый век — металл тогда очКурганное захоронениеень дорого ценился. Поэтому металла здесь очень мало».

Как археологи находят и расчищают месторождения

На коленях перед одним из захоронений стоит девушка со светлой косой. Она кисточкой легкими, но уверенными движениями аккуратно очищает детский скелет и глиняную чашу, лежащую рядом с ним.

Анастасия Бунина — студентка 4 курса истфака ВГУ. В экспедиции под руководством Александра Медведева она работает уже второй год. Молодой археолог согласилась показать журналистам, как они раскапывают каждое захоронение.

IMG_7646

Анастасия Бунина расчищает захоронение ребенка.

«Изначально мы видим на бровке черное пятно — это и есть яма, — рассказывает Анастасия, указывая на срез земли. -К сожалению, захоронения залегают на разной высоте. Иногда очень близко к поверхности, иногда чуть глубже. Верхний слой мы снимаем лопатой, а затем уже идет ручная работа. Мы работаем мастерком и ножичком, расчищаем кости и керамику. А после уже приводим это в надлежащий вид — работаем кистью очень аккуратно, потому что кости в основном хрупкие».

IMG_7624

Это детское захоронение хорошо сохранилось.

По словам девушки, на расчистку детского погребения у нее ушло около 2 часов. После очистки останки фотографируют, наносят на чертеж с координатами. А потом снимают, отмывают и отправляют на дальнейшие исследования в ВГУ.

На полях в Воронежской области захоронены дальние предки ираноязычных народов

Александр Медведев рассказывает, что осенью в Воронеж приедет антрополог из Санкт-Петербурга. Он изучит весь материал из захоронений даст точное заключение — пол, возраст с точностью до нескольких лет, информацию о болезнях, питании. Всю эту информацию ученые сейчас уже научились определять по костям.

IMG_7613

Археологи расчищают захоронения.

«Могу сказать уже сейчас, что по зубам можно определить, что они питались мясной пищей, — указывает профессор на близлежащее захоронение. — Все зубы на месте, кариеса никакого нет, потому что они не ели сахар. Но зубы у многих очень стерты. Это из-за питания. Пища была мясная — её жевали, жевали и жевали».

По словам ученого, мы видим кости далеких предков ираноязычных народов, от которых сейчас остались лишь осетины, персы и афганцы. Они кочевали со стадами и их сюда привлекал ландшафт — здесь была широченная пойма реки Елани. И огромное количество пастбищ, где они пасли скот.

IMG_7617

Одно из древних захоронений.

«Это было удивительное общество — почти элитарное, всеобщего равенства, — поясняет Александр Павлович. — В этом обществе мы не выделяем сильно богатых, нет погребений вождей, воинов с ярко выраженным вооружением. Вот такие простые люди — скотоводы. У них не было, видимо, богатств кроме скота. А это богатство было у всех. Потом, в скифское время, все изменится. Возникнет другое общество — вожди с огромными стадами. Например, могилы царей, окруженные коновязями, к которыми привязано 360 лошадей, убитых во время похорон. В скифских могилах — золото, амфоры. А тут такого нет. В силу каких-то причин стяжательства, богатства, власти и выделения властвующих структур у них не фиксировали». 

Карта археологических исследований в Новохоперском районе:

Карта памятников над Еланским и Елкинским месторождениями

Активные работы в полях археологи ведут только летом. А потом изучают материалы и готовят множество отчетов. Их они направляют в Институт археологии Российской Академии Наук. У вуза заключен договор с Минкультуры, который заведует всеми памятниками. Институт выступает в роли рецензента отчета археологов. Если у проверяющих будет много замечаний к ведению раскопок и результатам, то археологам не выдадут «открытый лист» — разрешение на работы в следующем году.

Потом исследования курганов поступают на вечное хранение в архив Института археологии. Там другие ученые смогут использовать эти материалы и учиться на них.

Наверх