17:57 6 июля 2022

Вячеслав Моше Кантор о толерантности в искусстве и искусстве в толерантности

Он объяснил важность того, почему необходимо принимать что-то новое, что-то, что до конца даже можешь не понимать

Вячеслав Моше Кантор выступает за продвижение толерантности.

Вячеслав Моше Кантор выступает за продвижение толерантности.

Автор: Виктор Субботин / Реклама. Фото: из архива.

Среди экспертов по вопросам противостояния нетерпимости и ненависти, а также защите ценностей толерантности и взаимоуважения Вячеслав Моше Кантор стоит особняком. Будучи общественником международного уровня, Вячеслав Моше Кантор ратует за продвижение толерантности в самом масштабном, глобальном смысле, а также признаётся, что именно толерантность является красной нитью, которая связывает воедино всю его разнонаправленную деятельность: и бизнес, и общественные проекты, и даже приверженность искусству.

Вячеслав Моше Кантор действительно входит в число самых крупных коллекционеров искусства, однако что отличает его подход, так это то, что он не скрывает своей коллекции от публики. Напротив, именно на основе собранных Вячеславом Моше Кантором полотен он сам создал МАГМА – Музей искусства авангарда, выставки которого проходили как за рубежом, так и в России. Костяк коллекции Вячеслава Моше Кантора – работы художников-авангардистов, которые родились в России, но впоследствии были вынуждены эмигрировать, многие из них – еврейского происхождения, и потому их судьба сама по себе немало связана с темами нетерпимости и толерантности в ходе бурного XX века. Вячеслав Моше Кантор находит не вполне справедливым и то, что славу этих художников «присвоили» себе многие из тех стран, куда они выехали после эмиграции, в то время как в России многие даже не подозревают о том, что знаменитые авангардисты – их соотечественники. С этой точки зрения Вячеслав Моше Кантор рассматривает проведение выставок МАГМА в России – шагом к «возвращению» этих художников русскому зрителю.

Впрочем, сам Вячеслав Моше Кантор считает, что у этих выставок есть и ещё одна функция, помимо просветительской – каждая из них по сути представляет собой рассказ о том, как важна для общества толерантность. Не просто важна, но и конструктивна. Вячеслав Моше Кантор известен своей приверженностью концепции безопасной толерантности, а именно осознанию того, что эта самая толерантность не может и не должна быть безграничной. Ограничивать толерантность должны соображения безопасности и законы. Это можно сравнить с коридором безопасности у самолёта – пока он летит не выше и не ниже необходимых высот, он в безопасности и совершает свой полёт правильно, однако стоит отклониться от коридора – и вот уже и экипаж, и пассажиры оказываются в опасности. По мнению Вячеслава Моше Кантора, это соответствует и толерантности: она без сомнения должна продвигаться в обществе и способствовать его развитию, однако делать это необходимо в коридоре безопасности. Для Европы проблемы отклонения от пресловутого «коридора безопасности» уже очевидны: кризис, вызванный миграционными процессами, положил начало всплеску настроений, идеологий и течений в обществе, которые противоречат не только европейским ценностям, но зачастую даже тем законам, что действуют в странах ЕС; по пятам за этим идёт вполне реальная проблема утраты исторической памяти, что провоцирует перерождение нацистских идей, новые и новые всплески ксенофобии и антисемитизма.

Толерантность способна не только стать щитом от этих тенденций и защитить общество от ненависти, но послужить благодатной средой и стимулом для более творческого и яркого развития общества. В пример этого Вячеслав Моше Кантор как раз приводит искусство – а именно его инновационные течения, каковым был когда-то авангард. Если бы к художникам-эмигрантам и их неортодоксальному взгляду на искусство в своё время не проявили толерантности, не позволили им творить так, как они считают нужным, не предоставили им свободы в тяжёлые годы преследований, то мировая культура лишилась бы значительного и важного своего пласта. Ведь именно в этом, убеждён Вячеслав Моше Кантор, и заключается толерантность – в умении принимать что-то новое, что-то, что ты до конца даже можешь не понимать. Без дискриминации.

17:57
6 июля 2022

Вячеслав Моше Кантор о толерантности в искусстве и искусстве в толерантности

Он объяснил важность того, почему необходимо принимать что-то новое, что-то, что до конца даже можешь не понимать

Вячеслав Моше Кантор выступает за продвижение толерантности.

Вячеслав Моше Кантор выступает за продвижение толерантности.

Автор: Виктор Субботин / Реклама. Фото: из архива.

Среди экспертов по вопросам противостояния нетерпимости и ненависти, а также защите ценностей толерантности и взаимоуважения Вячеслав Моше Кантор стоит особняком. Будучи общественником международного уровня, Вячеслав Моше Кантор ратует за продвижение толерантности в самом масштабном, глобальном смысле, а также признаётся, что именно толерантность является красной нитью, которая связывает воедино всю его разнонаправленную деятельность: и бизнес, и общественные проекты, и даже приверженность искусству.

Вячеслав Моше Кантор действительно входит в число самых крупных коллекционеров искусства, однако что отличает его подход, так это то, что он не скрывает своей коллекции от публики. Напротив, именно на основе собранных Вячеславом Моше Кантором полотен он сам создал МАГМА – Музей искусства авангарда, выставки которого проходили как за рубежом, так и в России. Костяк коллекции Вячеслава Моше Кантора – работы художников-авангардистов, которые родились в России, но впоследствии были вынуждены эмигрировать, многие из них – еврейского происхождения, и потому их судьба сама по себе немало связана с темами нетерпимости и толерантности в ходе бурного XX века. Вячеслав Моше Кантор находит не вполне справедливым и то, что славу этих художников «присвоили» себе многие из тех стран, куда они выехали после эмиграции, в то время как в России многие даже не подозревают о том, что знаменитые авангардисты – их соотечественники. С этой точки зрения Вячеслав Моше Кантор рассматривает проведение выставок МАГМА в России – шагом к «возвращению» этих художников русскому зрителю.

Впрочем, сам Вячеслав Моше Кантор считает, что у этих выставок есть и ещё одна функция, помимо просветительской – каждая из них по сути представляет собой рассказ о том, как важна для общества толерантность. Не просто важна, но и конструктивна. Вячеслав Моше Кантор известен своей приверженностью концепции безопасной толерантности, а именно осознанию того, что эта самая толерантность не может и не должна быть безграничной. Ограничивать толерантность должны соображения безопасности и законы. Это можно сравнить с коридором безопасности у самолёта – пока он летит не выше и не ниже необходимых высот, он в безопасности и совершает свой полёт правильно, однако стоит отклониться от коридора – и вот уже и экипаж, и пассажиры оказываются в опасности. По мнению Вячеслава Моше Кантора, это соответствует и толерантности: она без сомнения должна продвигаться в обществе и способствовать его развитию, однако делать это необходимо в коридоре безопасности. Для Европы проблемы отклонения от пресловутого «коридора безопасности» уже очевидны: кризис, вызванный миграционными процессами, положил начало всплеску настроений, идеологий и течений в обществе, которые противоречат не только европейским ценностям, но зачастую даже тем законам, что действуют в странах ЕС; по пятам за этим идёт вполне реальная проблема утраты исторической памяти, что провоцирует перерождение нацистских идей, новые и новые всплески ксенофобии и антисемитизма.

Толерантность способна не только стать щитом от этих тенденций и защитить общество от ненависти, но послужить благодатной средой и стимулом для более творческого и яркого развития общества. В пример этого Вячеслав Моше Кантор как раз приводит искусство – а именно его инновационные течения, каковым был когда-то авангард. Если бы к художникам-эмигрантам и их неортодоксальному взгляду на искусство в своё время не проявили толерантности, не позволили им творить так, как они считают нужным, не предоставили им свободы в тяжёлые годы преследований, то мировая культура лишилась бы значительного и важного своего пласта. Ведь именно в этом, убеждён Вячеслав Моше Кантор, и заключается толерантность – в умении принимать что-то новое, что-то, что ты до конца даже можешь не понимать. Без дискриминации.

Наверх