ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

00:14 9 января 2015

Трагедия «Charlie Hebdo»: Почему в России нельзя перепечатывать скандальные карикатуры

Профессор ВГУ рассказал, на чём специализировалось это издание и почему часть их аудитории - маргиналы

Свечи в память об убитых журналистах. Фото: bbc.com

Свечи в память об убитых журналистах. Фото: bbc.com

Автор: редакция. Фото: с сайта twitter.com/MonsieurDream, bbc.com

После убийства журналистов парижского издания Charlie Hebdo идут массовые митинги. О произошедшем высказываются политики и эксперты. Не утихают и общественные полемики в социальных сетях. Впрочем, при этом мало кто из воронежцев да и вообще жителей нашей страны читал этот журнал и знает его специфику.

Интернет-газета «Новости Воронежа» выяснила, когда появился Charlie Hebdo и почему он уже несколько раз закрывался, зачем делал такие карикатуры и на какую аудиторию ориентировался.

Об этом нам рассказал Владимир Сапунов — доктор филологических наук, профессор кафедры телевизионной и радиожурналистики ВГУ, преподаватель дисциплины «Современные зарубежные СМИ» на факультете журналистики ВГУ, автор нескольких книг по зарубежным СМИ.

— Владимир Игоревич, можете рассказать, что представляет из себя еженедельник Charlie Hebdo?

Это весьма популярное во Франции издание, которое выходит достаточно большими тиражами с 1969 года. Они пришли на смену газете «L’hebdo hara-kiri ». Но через год после создания — в 1970 году они были закрыты за свою шутку. В те же дни, когда умер президент Франции Шарль де Голль, во Франции был пожар на дискотеке, в котором умерли 146 человек. Они тогда написали, что «в результате бала умер один человек» — намекали, что смерть де Голля важнее смерти 146 человек. И их закрыли за это. Через полгода они начали выходить снова и работали до 1981 года, когда потеряли популярность и были снова закрыты. Продолжили выходить только с 1992 года по настоящее время.

Карикатуры в поддержку погибших в Париже журналистов.

— Почему они назвались Charlie Hebdo?

Была популярная американская серия комиксов с главным героем Чарльзом Брауном. Очень одиозный комический персонаж с собакой Снупи, по которому потом снимали мультики. Шарли — его так называли в Канаде, а позже во Франции. Отсюда и пошло имя газеты. Hebdo – это просто сокращение от «hebdomadaire» (еженедельный).

— Кто финансирует этот журнал?

Они сами себя финансируют. У создателей газеты был пакет акций. Самая большая часть — у ныне покойного главного редактора. То есть никакой сторонний капитал за ними не стоит.

— Как вы оцениваете происшедшее в редакции Charlie Hebdo?

Это действительно трагедия, что бы ни происходило — нельзя убивать журналистов и работников редакций. Это совершенно понятно, и тут экивоков быть не может.

Однако при этом издание было одиозным, оно во многом отражает кризис левых идей и социалистического движения во Франции и в Европе вообще. В последнее время левые социалисты там стали меньше внимания уделять экономическим вопросам: социальному неравенству, борьбе за права трудящихся, проблемам сокращения рабочих мест и т.п. Сейчас сутью левого движения стало либертарианство, поддержка ЛГБТ, феминизма и радикальная светскость — нетабуированная антирелигиозность. Это стало причиной многих конфликтов. У них были конфликты не только с мусульманами, но и с католиками и другими конфессиями. В частности, была опубликована безобразная карикатура на Троицу в гомосексуальном аспекте. Папа Римский является постоянным объектом их пошлых карикатур.

Во Франции есть еще один популярный сатирический еженедельник — их конкурент в какой-то степени Le Canard enchaîné. Они выходят с 1915 года, но отошли от радикальных левых идей. У них больше журналистских расследований, в том числе с участием инсайда. Они себя позиционировали изданием, в которое можно кинуть инсайд. Многие политические скандалы во Франции с ними были связаны. Но Le Canard enchaîné ориентируется на серьезные вопросы, а у Charlie Hebdo было очень много откровенно пошлых картинок. Сами сотрудники редакции заявляли о своей принадлежности к нетрадиционной сексуальной ориентации, которая, очевидно, сказывалась на ориентации всего издания.

Я считаю, что оскорбление религиозных чувств недопустимо ни в какой форме. Можно критиковать религии, разбираться в их сути. Но в 2006 году они опубликовали пророка Мухаммеда и написали «думаете легко, когда мне верит столько глупцов?». И еще много было подобных скандальных карикатур.

— Кто составляет ядро аудитории этого журнала карикатур?

Аудитория — это во многом люди левых взглядов, но и на маргиналов они тоже очень серьезно рассчитывали, потому что глубокого смысла часто в их карикатурах не было. Это было массовое производство с претензией на что-то важное и серьезное. По моему мнению, нельзя ни в коем случае оскорблять религиозные чувства — это метафизика и сакральная часть человеческого мировоззрения. Если хочется высказаться по поводу религии — то выскажись конструктивно, но не оскорбляй.

Еще важная мысль, которую хотелось бы сказать. Во Франции это ведь далеко не первая атака на журналистов — взрывали офис самой Charlie Hebdo – в 2011 году, были нападения в разных формах на редакции Monde, Figaro, Liberation, L’Humanité – и другие. Причем атаки, в том числе, со смертельными случаями, обычно носили идеологически и политически мотивированный характер. Хотелось бы, чтобы не доходило до таких крайностей, а эффективно работали методы журналистского саморегулирования, профессиональной этики журналистов и правового регулирования. Когда начинается разговор, что свобода слова абсолютная и все что угодно можно писать, то это не так. Есть определенные табу — в Европе запрещено отрицать холокост, в том числе в ряде стран за это предусмотрена уголовная ответственность. Есть такие вещи, о которых писать не будут. Когда есть разговоры, что это удар по свободе слова и она должна быть абсолютной, то будут вот такие вещи происходить.

Французы выходят на улицы с плакатами о том, что они не испуганы.

Но наиболее показателен случай, который произошел в 2008 году в самой Charlie Hebdo. В 2008 году из нее был уволен старейший на тот момент карикатурист Франции – Синэ. Он разместил карикатуру на сына тогдашнего президента Саркози, высмеивая то, что для заключения выгодного брака Жан Саркози готов принять иудаизм. Тогдашний главный редактор Филипп Валь назвал шутку мелкой ложью и клеветой и призвал Синэ отречься от нее. После отказа сделать это карикатурист был уволен. И это не единичный случай увольнений в Charlie Hebdo не из-за редакционных, а именно из-за идеологических разногласий. Вот такие двойные стандарты.

— Как вы оцениваете реакцию на нападение?

Мне очень не понравилось высказывание Ходорковского (и подобные фразы представителей либеральной общественности), который призвал журналистов перепечатывать скандальные карикатуры. Россия — это многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой живёт большое количество мусульман. Не случайно Рамзан Кадыров заявил, что считает Михаила Ходорковского личным врагом. Зачем раздражать представителей мусульман в России? Я считаю, что это неправильно и некультурно. Да и что-то реакция либералов на убийства российских журналистов на Украине не была такой бурной.

— Как вы думаете, что дальше будет с Charlie Hebdo? Их представители заявили, что новый номер выйдет в следующую среду миллионным тиражом. Останется ли это издание?

Серьёзный удар нанесён по изданию — все ведущие карикатуристы были убиты. Но возможно, что им помогут — это же теперь символ, история знаковая и получила колоссальный резонанс. Что в среду выйдет миллионным тиражом — посмотреть бы, что они там напишут. Им смешно было в своё время, когда умирали другие люди, будут ли они в этом случае смеяться — это любопытный момент. Дальше все будет зависеть от того, что они будут делать и помогут ли им.

— Многие сейчас заявляют, что это был терроризм. Но здесь убивали не мирных и не причастных к чему-либо людей, а конкретных, которых знали по именам. Не похоже ли это на месть или заказное убийство, можно ли считать это терроризмом?

Это больше на политическое убийство похоже. И пока даже не ясно, кто именно его совершил – отдельные фанатики или хорошо организованная группа. Нельзя ведь и грандиозную провокацию исключать. В любом случае, когда происходят такие громкие политические убийства, то вполне их можно назвать терактом, хотя и убивали конкретных людей. Понимаете, террор всегда направлен на создание паники, массового психоза, запугивания. Это ведь тоже была цель, отомстили конкретным людям, но скольких напугали. Теперь другие подумают, прежде чем опубликовать что-то подобное.

00:14
9 января 2015

Трагедия «Charlie Hebdo»: Почему в России нельзя перепечатывать скандальные карикатуры

Профессор ВГУ рассказал, на чём специализировалось это издание и почему часть их аудитории - маргиналы

Свечи в память об убитых журналистах. Фото: bbc.com

Свечи в память об убитых журналистах. Фото: bbc.com

Автор: редакция. Фото: с сайта twitter.com/MonsieurDream, bbc.com

После убийства журналистов парижского издания Charlie Hebdo идут массовые митинги. О произошедшем высказываются политики и эксперты. Не утихают и общественные полемики в социальных сетях. Впрочем, при этом мало кто из воронежцев да и вообще жителей нашей страны читал этот журнал и знает его специфику.

Интернет-газета «Новости Воронежа» выяснила, когда появился Charlie Hebdo и почему он уже несколько раз закрывался, зачем делал такие карикатуры и на какую аудиторию ориентировался.

Об этом нам рассказал Владимир Сапунов — доктор филологических наук, профессор кафедры телевизионной и радиожурналистики ВГУ, преподаватель дисциплины «Современные зарубежные СМИ» на факультете журналистики ВГУ, автор нескольких книг по зарубежным СМИ.

— Владимир Игоревич, можете рассказать, что представляет из себя еженедельник Charlie Hebdo?

Это весьма популярное во Франции издание, которое выходит достаточно большими тиражами с 1969 года. Они пришли на смену газете «L’hebdo hara-kiri ». Но через год после создания — в 1970 году они были закрыты за свою шутку. В те же дни, когда умер президент Франции Шарль де Голль, во Франции был пожар на дискотеке, в котором умерли 146 человек. Они тогда написали, что «в результате бала умер один человек» — намекали, что смерть де Голля важнее смерти 146 человек. И их закрыли за это. Через полгода они начали выходить снова и работали до 1981 года, когда потеряли популярность и были снова закрыты. Продолжили выходить только с 1992 года по настоящее время.

Карикатуры в поддержку погибших в Париже журналистов.

— Почему они назвались Charlie Hebdo?

Была популярная американская серия комиксов с главным героем Чарльзом Брауном. Очень одиозный комический персонаж с собакой Снупи, по которому потом снимали мультики. Шарли — его так называли в Канаде, а позже во Франции. Отсюда и пошло имя газеты. Hebdo – это просто сокращение от «hebdomadaire» (еженедельный).

— Кто финансирует этот журнал?

Они сами себя финансируют. У создателей газеты был пакет акций. Самая большая часть — у ныне покойного главного редактора. То есть никакой сторонний капитал за ними не стоит.

— Как вы оцениваете происшедшее в редакции Charlie Hebdo?

Это действительно трагедия, что бы ни происходило — нельзя убивать журналистов и работников редакций. Это совершенно понятно, и тут экивоков быть не может.

Однако при этом издание было одиозным, оно во многом отражает кризис левых идей и социалистического движения во Франции и в Европе вообще. В последнее время левые социалисты там стали меньше внимания уделять экономическим вопросам: социальному неравенству, борьбе за права трудящихся, проблемам сокращения рабочих мест и т.п. Сейчас сутью левого движения стало либертарианство, поддержка ЛГБТ, феминизма и радикальная светскость — нетабуированная антирелигиозность. Это стало причиной многих конфликтов. У них были конфликты не только с мусульманами, но и с католиками и другими конфессиями. В частности, была опубликована безобразная карикатура на Троицу в гомосексуальном аспекте. Папа Римский является постоянным объектом их пошлых карикатур.

Во Франции есть еще один популярный сатирический еженедельник — их конкурент в какой-то степени Le Canard enchaîné. Они выходят с 1915 года, но отошли от радикальных левых идей. У них больше журналистских расследований, в том числе с участием инсайда. Они себя позиционировали изданием, в которое можно кинуть инсайд. Многие политические скандалы во Франции с ними были связаны. Но Le Canard enchaîné ориентируется на серьезные вопросы, а у Charlie Hebdo было очень много откровенно пошлых картинок. Сами сотрудники редакции заявляли о своей принадлежности к нетрадиционной сексуальной ориентации, которая, очевидно, сказывалась на ориентации всего издания.

Я считаю, что оскорбление религиозных чувств недопустимо ни в какой форме. Можно критиковать религии, разбираться в их сути. Но в 2006 году они опубликовали пророка Мухаммеда и написали «думаете легко, когда мне верит столько глупцов?». И еще много было подобных скандальных карикатур.

— Кто составляет ядро аудитории этого журнала карикатур?

Аудитория — это во многом люди левых взглядов, но и на маргиналов они тоже очень серьезно рассчитывали, потому что глубокого смысла часто в их карикатурах не было. Это было массовое производство с претензией на что-то важное и серьезное. По моему мнению, нельзя ни в коем случае оскорблять религиозные чувства — это метафизика и сакральная часть человеческого мировоззрения. Если хочется высказаться по поводу религии — то выскажись конструктивно, но не оскорбляй.

Еще важная мысль, которую хотелось бы сказать. Во Франции это ведь далеко не первая атака на журналистов — взрывали офис самой Charlie Hebdo – в 2011 году, были нападения в разных формах на редакции Monde, Figaro, Liberation, L’Humanité – и другие. Причем атаки, в том числе, со смертельными случаями, обычно носили идеологически и политически мотивированный характер. Хотелось бы, чтобы не доходило до таких крайностей, а эффективно работали методы журналистского саморегулирования, профессиональной этики журналистов и правового регулирования. Когда начинается разговор, что свобода слова абсолютная и все что угодно можно писать, то это не так. Есть определенные табу — в Европе запрещено отрицать холокост, в том числе в ряде стран за это предусмотрена уголовная ответственность. Есть такие вещи, о которых писать не будут. Когда есть разговоры, что это удар по свободе слова и она должна быть абсолютной, то будут вот такие вещи происходить.

Французы выходят на улицы с плакатами о том, что они не испуганы.

Но наиболее показателен случай, который произошел в 2008 году в самой Charlie Hebdo. В 2008 году из нее был уволен старейший на тот момент карикатурист Франции – Синэ. Он разместил карикатуру на сына тогдашнего президента Саркози, высмеивая то, что для заключения выгодного брака Жан Саркози готов принять иудаизм. Тогдашний главный редактор Филипп Валь назвал шутку мелкой ложью и клеветой и призвал Синэ отречься от нее. После отказа сделать это карикатурист был уволен. И это не единичный случай увольнений в Charlie Hebdo не из-за редакционных, а именно из-за идеологических разногласий. Вот такие двойные стандарты.

— Как вы оцениваете реакцию на нападение?

Мне очень не понравилось высказывание Ходорковского (и подобные фразы представителей либеральной общественности), который призвал журналистов перепечатывать скандальные карикатуры. Россия — это многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой живёт большое количество мусульман. Не случайно Рамзан Кадыров заявил, что считает Михаила Ходорковского личным врагом. Зачем раздражать представителей мусульман в России? Я считаю, что это неправильно и некультурно. Да и что-то реакция либералов на убийства российских журналистов на Украине не была такой бурной.

— Как вы думаете, что дальше будет с Charlie Hebdo? Их представители заявили, что новый номер выйдет в следующую среду миллионным тиражом. Останется ли это издание?

Серьёзный удар нанесён по изданию — все ведущие карикатуристы были убиты. Но возможно, что им помогут — это же теперь символ, история знаковая и получила колоссальный резонанс. Что в среду выйдет миллионным тиражом — посмотреть бы, что они там напишут. Им смешно было в своё время, когда умирали другие люди, будут ли они в этом случае смеяться — это любопытный момент. Дальше все будет зависеть от того, что они будут делать и помогут ли им.

— Многие сейчас заявляют, что это был терроризм. Но здесь убивали не мирных и не причастных к чему-либо людей, а конкретных, которых знали по именам. Не похоже ли это на месть или заказное убийство, можно ли считать это терроризмом?

Это больше на политическое убийство похоже. И пока даже не ясно, кто именно его совершил – отдельные фанатики или хорошо организованная группа. Нельзя ведь и грандиозную провокацию исключать. В любом случае, когда происходят такие громкие политические убийства, то вполне их можно назвать терактом, хотя и убивали конкретных людей. Понимаете, террор всегда направлен на создание паники, массового психоза, запугивания. Это ведь тоже была цель, отомстили конкретным людям, но скольких напугали. Теперь другие подумают, прежде чем опубликовать что-то подобное.

Наверх